Hencee
Новичок
- Регистрация
- 23 Июл 2017
- Сообщения
- 8
- Баллы
- 7
На наших глазах произошло очень ин- тересное с научной точки зрения событие, аналог которому трудно найти в истории туризма — фактическое слияние в единое целое двух ипостасей туризма, находящих- ся на разной стадии развития. Наверное, о возвращении Крыма в лоно России будут еще долго, много и подробно писать уче- ные разных направлений — и историки, и политологи, и экономисты. Но осмыслить то, что произошло и продолжает происхо- дить в сфере туризма, следует срочно, по- тому что через очень небольшой промежу- ток времени крымский туризм превратит- ся в небольшую частичку общероссийского туризма, переймет и усвоит все его осо- бенности, достоинства и недостатки. И тог- да, по прошествии всего десяти лет, весьма трудно будет восстановить полную картину этого перевоплощения. В чем же необыч- ность данной ситуации, и почему, по на- шему мнению, ей трудно найти аналогию в истории туризма?
Во-первых, крымский туризм оказался на 25–30 лет «законсервирован» по срав- нению с российским и общемировым. Это особенно хорошо было видно как спе- циалистам сферы туризма, так и обычным туристам, которые не бывали в этом реги- оне с советских времен. Посещение крым- ских отелей и санаториев российскими ту- ристами в 2014 г. становилось практиче- ски путешествием в прошлое, во времена СССР, когда Крым именовался не иначе, как «Всесоюзная здравница». «Здравница» заметно обветшала, осталась в стороне от всех новаций современного туризма, со- хранила систему советских подходов к об- служиванию туристов, которых по старин- ке продолжали называть «отдыхающими». Пожалуй, путешествие в Крым можно было сравнить с путешествием на Кубу.
Только поездка в Крым — это поездка в 80-е годы прошлого века, а поездка на Кубу — в 60– 70-е годы. Во-вторых, крымский туризм в настоя- щий момент, по сути, поглощается россий- ским. В истории туризма есть множество примеров, когда крупный иностранный ту- ристско-гостиничный капитал приходил на новые территории и осваивал их. Так было, например, на красноморском побережье Египта, когда европейские и международ- ные компании строили там отели и налажи- вали туристский сервис. Так было и на ан- талийском побережье Турции, за какой-ни- будь десяток лет застроенном немецкими, итальянскими и прочими европейскими компаниями.
Так было и по сей день про- исходит в ОАЭ и в Доминикане. Но от это- го египетский туризм не стал немецким, или итальянским, как не стал им и турец- кий, арабский или доминиканский туризм. В Крыму же происходит «преображение» местного туризма, который до недавнего времени был именно крымским, поскольку резко отличался от остального украинского туризма, а теперь превращается в россий- ский туризм, постепенно перенимая все его черты. Конечно, это процесс не слишком быстрый, поэтому Крым еще 5–6 лет бу- дет радовать «любителей исторической но- стальгии», но процесс этот запущен, и весь- ма любопытно за ним наблюдать и стре- миться подвергнуть его научному анализу. Какие же изменения происходят в на- стоящее время в Крыму применительно к туризму? Э
ти изменения связаны в пер- вую очередь со следующими факторами: 1) кардинальное изменение транспорт- ных схем доставки туристов до мест отды- ха и оздоровления; 2) изменение системы DOI: 10.12737/7931 Николаев Евгений Михайлович Вице-президент Международной туристской академии, генеральный директор туристской компании «Путешественник-traveller», доцент кафедры социально- культурного сервиса и туризма Московского гуманитарного университета (МосГУ), к.э.н., доцент, em@traveller.msk.ru
РОССИЯ И КРЫМ: «СЛИЯНИЕ ДВУХ ТУРИЗМОВ» №1/2015 Том 9 125 Современные проблемы сервиса и туризма взаиморасчетов между отправляющими и принимающими туристов туроперато- рами; 3) усиление рисков снижения ка- чества обслуживания туристов в период пребывания в Крыму из-за возможных недружественных действий Украины (на- пример, отключение поставок электро- энергии, воды, препятствование постав- кам продуктов и непродовольственных товаров, дез организация банковского обслуживания, особенно по кредитным и дебетовым картам, и т. п.); 4) возникно- вение временных проблем в нормативно- законодательной сфере, связанных с пе- риодом перехода Крыма на российское законодательство; 5) необходимость кар- динального пере учивания кадров в сфере туризма и гостеприимства с учетом новых требований к качеству обслуживания ту- ристов.
Наиболее сложными для преодоле- ния являются проблемы транспортировки туристов на Крымский полуостров. В пре- дыдущие годы Крым посещало ежегодно до 1,5 млн туристов из России (при этом об- щее количество туристов, ежегодно посе- щающих Крым, превышало 6 млн человек, большая часть которых — свыше 4-х мил- лионов — были жителями Украины и при- бывали на полуостров поездами, автобу- сами и личными автомобилями). Вплоть до туристского сезона 2014 г. большинство туристов из России в летний период при- езжали в Крым железнодорожным транс- портом — прямыми поездами из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми. Значительное количество туристов доставлялось в Крым автобусами туристского класса, а также прибывали на личных автомобилях. Следу- ет подчеркнуть, что и железнодорожные, и автобусные, и автомобильные перевозки осуществлялись через территорию Укра- ины (через Харьков, Павлоград, Запоро- жье и Мелитополь), что в настоящее вре- мя делает этот маршрут транспортировки российских туристов невозможным для реализации. Часть туристов на личных ав- томобилях попадали в Крым с помощью паромной переправы через Керченский пролив. Однако пропускная способность этой переправы и раньше была невелика, да и в настоящий момент, несмотря на все усилия властей, возросла не на много.
Авиасообщение между Москвой и Сим- ферополем было достаточно развито — ежедневно осуществлялось 10 авиарейсов, в том числе 5 рейсов из аэропорта «До- модедово», 4 рейса из «Шереметьево» и 1 рейс из «Внуково». Однако для высоко- го курортного сезона этого и раньше было недостаточно, а при возрастании нагруз- ки на авиацию в связи с «параличом» на- земного сообщения, стало и вовсе мало. Положение усугубляется тем, что все регу- лярные авиаперевозки осуществляются че- рез московский авиаузел в транзитном ре- жиме, поскольку регулярные авиарейсы из регионов не выполняются, а чартерные рейсы единичны. Несмотря на предприня- тые авиакомпаниями и авиационными вла- стями России титанические усилия, объем авиаперевозок удалось поднять не более, чем на 50%, так как главным ограничиваю- щим фактором является пропускная способ- ность Симферопольского международно- го аэропорта — единственного пассажир- ского аэропорта Крыма. Его пассажирский терминал не способен «переварить» более 500–600 тыс. чел. за высокий сезон, а взлет- но-посадочные полосы и оборудование не могут принимать и обслуживать самолеты большой вместимости (типа Боинг-747, или А-380).
Также следует учитывать, что стои- мость авиабилетов на этом направлении остается весьма высокой. В сезоне 2014 г. минимальная цена авиабилета в экономи- ческом классе (туда и обратно) составляла 12,6 тыс. руб. (авиакомпания «ВИМ-авиа»), а цена авиабилетов эконом-класса авиа- компании «Аэрофлот» превышала 20 тыс. рублей. Интересно, что цена авиабилетов эконом класса по маршруту «Москва — Ан- талия (Турция) — Москва» составляла в этот же период времени 11,5 тыс. руб. Перегово- ры между Правительством РФ и ведущими российскими авиаперевозчиками об уста- новлении адекватных ситуации цен на ави- абилеты прошли успешно. В апреле–мае 2014 г. были введены некие «выставочные» тарифы — от 4 до 7 тыс. руб. за авиабилет туда и обратно. Однако продержались они до середины мая 2014 г., после чего цены 126 Николаев Е.М. существенно превзошли даже цены 2013 г. В период высокого сезона улететь в Крым дешевле, чем за 20–25 тыс. руб., не пред- ставлялось возможным. Определенные проблемы во взаимо- отношениях между российскими отправ- ляющими и крымскими принимающими туроператорами создает изменение систе- мы взаиморасчетов, которая раньше осно- вывалась на украинских гривнах, а боль- шая часть расчетов осуществлялась через корсчета Национального банка Украины в Киеве. Даже если крымские туропера- торы открывали рублевые счета в россий- ских банках, что облегчало проведение для российских юридических лиц расчетов, все равно в дальнейшем крымским туропера- торам приходилось осуществлять конвер- тацию рублей в гривны для оплаты постав- щикам услуг на территории Крыма.
Пере- ход Крыма в «рублевую зону» позволил значительно ускорить проведение взаимо- расчетов между российскими и крымски- ми туроператорами и базами размещения туристов. Однако у экономических субъек- тов сферы туризма появилась другая про- блема: раньше Крым для российского ту- ризма был «дешевой» заграницей, причем проблемы конвертации рублей в гривны не по самому выгодному курсу лежали на плечах именно крымских туроперато- ров.
Российские рубли были для крымчан практически конвертируемой валютой, го- раздо более востребованной и на Украине и в других странах, нежели гривны. Теперь все изменилось, поскольку «рублевое рав- ноправие» стало непреложным фактом. Это привело к немедленному росту цен на отдых в Крыму, без какого-либо повы- шения качества услуг, просто за счет устра- нения конвертационных факторов. Неко- торые особенности российской налоговой системы также в немалой степени способ- ствовали росту цен. Если раньше услуги, оказываемые за пределами территории России, то есть в
Крыму, освобождались от налога на добавленную стоимость (НДС), то теперь российское налогообложение имеет все возможности «отыграться».
Еще один фактор, связанный с усиле- нием рисков снижения качества обслу- живания туристов из-за недружественных действий нового украинского руковод- ства, усугубляемый к тому же санкцион- ными «пакостями» США и ЕС, к сожале- нию, не может быть устранен усилиями ни российского, ни крымского турбизнеса. Можно только предполагать, что ускорен- ное развитие инфраструктуры полуостро- ва со временем обеспечит существенное снижение уровня этого риска. Единствен- ное, чем турбизнес может частично ниве- лировать данную проблему — это сниже- ние стоимости турпакетов, с тем, чтобы соотношение цена–качество турпродук- та соответствовало ожиданиям туристов.
Однако главным препятствием для этого остается высокая стоимость авиабилетов, о чем уже упоминалось выше, а также рос- сийская система налогообложения. Неда- ром через очень небольшой промежуток времени после «слияния» двух туризмов, крымское руководство заговорило о не- обходимости срочно создать в Крыму сво- бодную туристскую экономическую зону, дополнив ее к тому же игорной зоной, дабы через игорный бизнес привлекать туристов в межсезонье, которое в Крыму вполне российское как по продолжитель- ности, так и по снижению интенсивности турпотока. Необходимость перехода Крыма на российское законодательство, возник- шая после его вхождения в состав России, создала ситуацию, когда практически все предприятия туриндустрии Крыма ока- зались вне закона, так как регистрация в качестве российских юридических лиц дело, по установленному в России поряд- ку, долгое и муторное, а коммерческая деятельность иностранных юридических лиц, связанная с извлечением прибыли, на территории Российской Федерации за- прещена. Кроме того, даже после перере- гистрации юридических лиц по российско- му законодательству крымские туропера- торы должны были получить финансовые гарантии и войти в Единый реестр туро- ператоров России, который ведет Феде- ральное агентство по туризму «Росту- ризм». Этот процесс, как правило, занима- ет один-два месяца, а с учетом, того, что №1/2015 Том 9 127
Современные проблемы сервиса и туризма в Крыму отсутствовали соответствующие посреднические структуры, помогающие пройти данную бюрократическую проце- дуру, это привело к еще большему затя- гиванию времени. Поэтому все крымские туроператоры вели незаконную предпри- нимательскую деятельность с самого на- чала курортного сезона. Проблема была решена истинно «по-российски»: сверху прошла соответствующая устная коман- да и правоохранительные органы сде- лали вид, что ничего не видят. Благодар- ные крымские туроператоры потихоньку оформляли документы, одновременно «незаконно» обслуживая туристов, кото- рых в директивном порядке направляли на отдых в Крым министерства и ведом- ства Российской Федерации. Проблема финансовых гарантий для туроператоров получила в конце летнего сезона 2014 г. свое продолжение, чему способствова- ло банкротство ряда крупных и средних туроператоров России.
В настоящий мо- мент большинство крупных страховых компаний России отказываются страхо- вать риски туроператоров, а это приводит последних к проблемам с включением в Единый реестр туроператоров и отказом «Ростуризма» выдавать соответствующие свидетельства. Крымские туроператоры также оказались в ситуации невозможно- сти получения финансовых гарантий, что, по сути дела, продлевает для них период «незаконного предпринимательства». Таким образом, на сегодняшний день мы имеем имплантированный в россий- ский туризм крымско-украинский туризм, и эти два туризма пытаются совместно ра- ботать в сложившихся не очень благоприят- ных условиях. Интересно, что более тесное слияние двух туризмов пойдет, в ближай- шее время, очевидно, еще более быстрыми темпами, причем не столько благодаря по- литической воле российского руководства, сколько благодаря политической воле США и Евросоюза. Именно санкции, введенные против России, оказались прекрасным «до- пингом» для крымского туризма. Обруше- ние валютного курса рубля, периодические «безобразия» с кредитными картами, эми- тированными российскими банками, уже- сточение некоторыми странами визовых процедур для российских граждан заста- вили многих туристов обратить свои взоры на Крым. Ну а федеральная кампания «ВСЕ в КРЫМ!», проводящаяся как в средствах массовой информации, так и в правитель- ственных и министерских циркулярах, под- хлестнула это внимание к полуострову, пре- вратившемуся в своеобразный курортный «остров». Несомненно, увеличившиеся потоки в Крым российский туристов, а также вни- мание к этому направлению крупных игро- ков «турецко-египетского» рынка (таких, как «Коралл», «Тез-тур», «Анекс» и др.), заявивших о готовности работать на полу- остров, будут способствовать ускоренно- му развитию крымского туризма и его бы- строму приспособлению к новым реалиям современного туррынка.
В случае же бы- строго решения транспортной проблемы за счет строительства автомобильно-же- лезнодорожного моста через Керченский пролив и реконструкции Симферопольско- го аэропорта, а также параллельного реше- ния энергетических проблем Крыма, мож- но ждать весьма бурного развития туризма в регионе уже в ближайшие 5–6 лет. Чему, без сомнения, будут рады как жители Кры- ма, так и многочисленные российские ту- ристы, которые ожидают получить вполне качественный курортный регион для лет- него отдыха.
Во-первых, крымский туризм оказался на 25–30 лет «законсервирован» по срав- нению с российским и общемировым. Это особенно хорошо было видно как спе- циалистам сферы туризма, так и обычным туристам, которые не бывали в этом реги- оне с советских времен. Посещение крым- ских отелей и санаториев российскими ту- ристами в 2014 г. становилось практиче- ски путешествием в прошлое, во времена СССР, когда Крым именовался не иначе, как «Всесоюзная здравница». «Здравница» заметно обветшала, осталась в стороне от всех новаций современного туризма, со- хранила систему советских подходов к об- служиванию туристов, которых по старин- ке продолжали называть «отдыхающими». Пожалуй, путешествие в Крым можно было сравнить с путешествием на Кубу.
Только поездка в Крым — это поездка в 80-е годы прошлого века, а поездка на Кубу — в 60– 70-е годы. Во-вторых, крымский туризм в настоя- щий момент, по сути, поглощается россий- ским. В истории туризма есть множество примеров, когда крупный иностранный ту- ристско-гостиничный капитал приходил на новые территории и осваивал их. Так было, например, на красноморском побережье Египта, когда европейские и международ- ные компании строили там отели и налажи- вали туристский сервис. Так было и на ан- талийском побережье Турции, за какой-ни- будь десяток лет застроенном немецкими, итальянскими и прочими европейскими компаниями.
Так было и по сей день про- исходит в ОАЭ и в Доминикане. Но от это- го египетский туризм не стал немецким, или итальянским, как не стал им и турец- кий, арабский или доминиканский туризм. В Крыму же происходит «преображение» местного туризма, который до недавнего времени был именно крымским, поскольку резко отличался от остального украинского туризма, а теперь превращается в россий- ский туризм, постепенно перенимая все его черты. Конечно, это процесс не слишком быстрый, поэтому Крым еще 5–6 лет бу- дет радовать «любителей исторической но- стальгии», но процесс этот запущен, и весь- ма любопытно за ним наблюдать и стре- миться подвергнуть его научному анализу. Какие же изменения происходят в на- стоящее время в Крыму применительно к туризму? Э
ти изменения связаны в пер- вую очередь со следующими факторами: 1) кардинальное изменение транспорт- ных схем доставки туристов до мест отды- ха и оздоровления; 2) изменение системы DOI: 10.12737/7931 Николаев Евгений Михайлович Вице-президент Международной туристской академии, генеральный директор туристской компании «Путешественник-traveller», доцент кафедры социально- культурного сервиса и туризма Московского гуманитарного университета (МосГУ), к.э.н., доцент, em@traveller.msk.ru
РОССИЯ И КРЫМ: «СЛИЯНИЕ ДВУХ ТУРИЗМОВ» №1/2015 Том 9 125 Современные проблемы сервиса и туризма взаиморасчетов между отправляющими и принимающими туристов туроперато- рами; 3) усиление рисков снижения ка- чества обслуживания туристов в период пребывания в Крыму из-за возможных недружественных действий Украины (на- пример, отключение поставок электро- энергии, воды, препятствование постав- кам продуктов и непродовольственных товаров, дез организация банковского обслуживания, особенно по кредитным и дебетовым картам, и т. п.); 4) возникно- вение временных проблем в нормативно- законодательной сфере, связанных с пе- риодом перехода Крыма на российское законодательство; 5) необходимость кар- динального пере учивания кадров в сфере туризма и гостеприимства с учетом новых требований к качеству обслуживания ту- ристов.
Наиболее сложными для преодоле- ния являются проблемы транспортировки туристов на Крымский полуостров. В пре- дыдущие годы Крым посещало ежегодно до 1,5 млн туристов из России (при этом об- щее количество туристов, ежегодно посе- щающих Крым, превышало 6 млн человек, большая часть которых — свыше 4-х мил- лионов — были жителями Украины и при- бывали на полуостров поездами, автобу- сами и личными автомобилями). Вплоть до туристского сезона 2014 г. большинство туристов из России в летний период при- езжали в Крым железнодорожным транс- портом — прямыми поездами из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми. Значительное количество туристов доставлялось в Крым автобусами туристского класса, а также прибывали на личных автомобилях. Следу- ет подчеркнуть, что и железнодорожные, и автобусные, и автомобильные перевозки осуществлялись через территорию Укра- ины (через Харьков, Павлоград, Запоро- жье и Мелитополь), что в настоящее вре- мя делает этот маршрут транспортировки российских туристов невозможным для реализации. Часть туристов на личных ав- томобилях попадали в Крым с помощью паромной переправы через Керченский пролив. Однако пропускная способность этой переправы и раньше была невелика, да и в настоящий момент, несмотря на все усилия властей, возросла не на много.
Авиасообщение между Москвой и Сим- ферополем было достаточно развито — ежедневно осуществлялось 10 авиарейсов, в том числе 5 рейсов из аэропорта «До- модедово», 4 рейса из «Шереметьево» и 1 рейс из «Внуково». Однако для высоко- го курортного сезона этого и раньше было недостаточно, а при возрастании нагруз- ки на авиацию в связи с «параличом» на- земного сообщения, стало и вовсе мало. Положение усугубляется тем, что все регу- лярные авиаперевозки осуществляются че- рез московский авиаузел в транзитном ре- жиме, поскольку регулярные авиарейсы из регионов не выполняются, а чартерные рейсы единичны. Несмотря на предприня- тые авиакомпаниями и авиационными вла- стями России титанические усилия, объем авиаперевозок удалось поднять не более, чем на 50%, так как главным ограничиваю- щим фактором является пропускная способ- ность Симферопольского международно- го аэропорта — единственного пассажир- ского аэропорта Крыма. Его пассажирский терминал не способен «переварить» более 500–600 тыс. чел. за высокий сезон, а взлет- но-посадочные полосы и оборудование не могут принимать и обслуживать самолеты большой вместимости (типа Боинг-747, или А-380).
Также следует учитывать, что стои- мость авиабилетов на этом направлении остается весьма высокой. В сезоне 2014 г. минимальная цена авиабилета в экономи- ческом классе (туда и обратно) составляла 12,6 тыс. руб. (авиакомпания «ВИМ-авиа»), а цена авиабилетов эконом-класса авиа- компании «Аэрофлот» превышала 20 тыс. рублей. Интересно, что цена авиабилетов эконом класса по маршруту «Москва — Ан- талия (Турция) — Москва» составляла в этот же период времени 11,5 тыс. руб. Перегово- ры между Правительством РФ и ведущими российскими авиаперевозчиками об уста- новлении адекватных ситуации цен на ави- абилеты прошли успешно. В апреле–мае 2014 г. были введены некие «выставочные» тарифы — от 4 до 7 тыс. руб. за авиабилет туда и обратно. Однако продержались они до середины мая 2014 г., после чего цены 126 Николаев Е.М. существенно превзошли даже цены 2013 г. В период высокого сезона улететь в Крым дешевле, чем за 20–25 тыс. руб., не пред- ставлялось возможным. Определенные проблемы во взаимо- отношениях между российскими отправ- ляющими и крымскими принимающими туроператорами создает изменение систе- мы взаиморасчетов, которая раньше осно- вывалась на украинских гривнах, а боль- шая часть расчетов осуществлялась через корсчета Национального банка Украины в Киеве. Даже если крымские туропера- торы открывали рублевые счета в россий- ских банках, что облегчало проведение для российских юридических лиц расчетов, все равно в дальнейшем крымским туропера- торам приходилось осуществлять конвер- тацию рублей в гривны для оплаты постав- щикам услуг на территории Крыма.
Пере- ход Крыма в «рублевую зону» позволил значительно ускорить проведение взаимо- расчетов между российскими и крымски- ми туроператорами и базами размещения туристов. Однако у экономических субъек- тов сферы туризма появилась другая про- блема: раньше Крым для российского ту- ризма был «дешевой» заграницей, причем проблемы конвертации рублей в гривны не по самому выгодному курсу лежали на плечах именно крымских туроперато- ров.
Российские рубли были для крымчан практически конвертируемой валютой, го- раздо более востребованной и на Украине и в других странах, нежели гривны. Теперь все изменилось, поскольку «рублевое рав- ноправие» стало непреложным фактом. Это привело к немедленному росту цен на отдых в Крыму, без какого-либо повы- шения качества услуг, просто за счет устра- нения конвертационных факторов. Неко- торые особенности российской налоговой системы также в немалой степени способ- ствовали росту цен. Если раньше услуги, оказываемые за пределами территории России, то есть в
Крыму, освобождались от налога на добавленную стоимость (НДС), то теперь российское налогообложение имеет все возможности «отыграться».
Еще один фактор, связанный с усиле- нием рисков снижения качества обслу- живания туристов из-за недружественных действий нового украинского руковод- ства, усугубляемый к тому же санкцион- ными «пакостями» США и ЕС, к сожале- нию, не может быть устранен усилиями ни российского, ни крымского турбизнеса. Можно только предполагать, что ускорен- ное развитие инфраструктуры полуостро- ва со временем обеспечит существенное снижение уровня этого риска. Единствен- ное, чем турбизнес может частично ниве- лировать данную проблему — это сниже- ние стоимости турпакетов, с тем, чтобы соотношение цена–качество турпродук- та соответствовало ожиданиям туристов.
Однако главным препятствием для этого остается высокая стоимость авиабилетов, о чем уже упоминалось выше, а также рос- сийская система налогообложения. Неда- ром через очень небольшой промежуток времени после «слияния» двух туризмов, крымское руководство заговорило о не- обходимости срочно создать в Крыму сво- бодную туристскую экономическую зону, дополнив ее к тому же игорной зоной, дабы через игорный бизнес привлекать туристов в межсезонье, которое в Крыму вполне российское как по продолжитель- ности, так и по снижению интенсивности турпотока. Необходимость перехода Крыма на российское законодательство, возник- шая после его вхождения в состав России, создала ситуацию, когда практически все предприятия туриндустрии Крыма ока- зались вне закона, так как регистрация в качестве российских юридических лиц дело, по установленному в России поряд- ку, долгое и муторное, а коммерческая деятельность иностранных юридических лиц, связанная с извлечением прибыли, на территории Российской Федерации за- прещена. Кроме того, даже после перере- гистрации юридических лиц по российско- му законодательству крымские туропера- торы должны были получить финансовые гарантии и войти в Единый реестр туро- ператоров России, который ведет Феде- ральное агентство по туризму «Росту- ризм». Этот процесс, как правило, занима- ет один-два месяца, а с учетом, того, что №1/2015 Том 9 127
Современные проблемы сервиса и туризма в Крыму отсутствовали соответствующие посреднические структуры, помогающие пройти данную бюрократическую проце- дуру, это привело к еще большему затя- гиванию времени. Поэтому все крымские туроператоры вели незаконную предпри- нимательскую деятельность с самого на- чала курортного сезона. Проблема была решена истинно «по-российски»: сверху прошла соответствующая устная коман- да и правоохранительные органы сде- лали вид, что ничего не видят. Благодар- ные крымские туроператоры потихоньку оформляли документы, одновременно «незаконно» обслуживая туристов, кото- рых в директивном порядке направляли на отдых в Крым министерства и ведом- ства Российской Федерации. Проблема финансовых гарантий для туроператоров получила в конце летнего сезона 2014 г. свое продолжение, чему способствова- ло банкротство ряда крупных и средних туроператоров России.
В настоящий мо- мент большинство крупных страховых компаний России отказываются страхо- вать риски туроператоров, а это приводит последних к проблемам с включением в Единый реестр туроператоров и отказом «Ростуризма» выдавать соответствующие свидетельства. Крымские туроператоры также оказались в ситуации невозможно- сти получения финансовых гарантий, что, по сути дела, продлевает для них период «незаконного предпринимательства». Таким образом, на сегодняшний день мы имеем имплантированный в россий- ский туризм крымско-украинский туризм, и эти два туризма пытаются совместно ра- ботать в сложившихся не очень благоприят- ных условиях. Интересно, что более тесное слияние двух туризмов пойдет, в ближай- шее время, очевидно, еще более быстрыми темпами, причем не столько благодаря по- литической воле российского руководства, сколько благодаря политической воле США и Евросоюза. Именно санкции, введенные против России, оказались прекрасным «до- пингом» для крымского туризма. Обруше- ние валютного курса рубля, периодические «безобразия» с кредитными картами, эми- тированными российскими банками, уже- сточение некоторыми странами визовых процедур для российских граждан заста- вили многих туристов обратить свои взоры на Крым. Ну а федеральная кампания «ВСЕ в КРЫМ!», проводящаяся как в средствах массовой информации, так и в правитель- ственных и министерских циркулярах, под- хлестнула это внимание к полуострову, пре- вратившемуся в своеобразный курортный «остров». Несомненно, увеличившиеся потоки в Крым российский туристов, а также вни- мание к этому направлению крупных игро- ков «турецко-египетского» рынка (таких, как «Коралл», «Тез-тур», «Анекс» и др.), заявивших о готовности работать на полу- остров, будут способствовать ускоренно- му развитию крымского туризма и его бы- строму приспособлению к новым реалиям современного туррынка.
В случае же бы- строго решения транспортной проблемы за счет строительства автомобильно-же- лезнодорожного моста через Керченский пролив и реконструкции Симферопольско- го аэропорта, а также параллельного реше- ния энергетических проблем Крыма, мож- но ждать весьма бурного развития туризма в регионе уже в ближайшие 5–6 лет. Чему, без сомнения, будут рады как жители Кры- ма, так и многочисленные российские ту- ристы, которые ожидают получить вполне качественный курортный регион для лет- него отдыха.