• Для полноценного просмотра форума, Вам необходимо зарегистрироваться !!!! Регистрация
  • Ищем партнерские сервисы и магазины, для специальных цена на ЗЧ и обслуживание для клуба. Обращаться к администрации.
  • Скидки на з/ч, клубные сервисы, гарантии на работы

Портрет московского байкера

Alvors

Новичок
Регистрация
16 Апр 2017
Сообщения
8
Баллы
7
«Человек на мотоцикле» оброс толстым слоем стереотипов. Для одних это благородный воин дороги, для других – агрессор, для третьих – латентный самоубийца и вообще «чужой».

untitled_2.jpg


Что же за личности скрываются за визорами шлемов? Проведенный опрос среди столичных мотоциклистов позволил нам набросать портрет московского байкера.

Об исследовании

В нем приняли участие 500 московских мотоциклистов (440 мужчин и 60 женщин, средний возраст которых составил 31 и 29 лет соответственно) разных слоев населения – от «мажорных байкеров» до тех, кто живет в гаражах, не имея собственной квартиры.

Опрос респондентов проводился в период с мая по июнь 2013 г. и носил случайный бесповторный характер.

Об эго

Среди мотоциклистов-мужчин 49 % находятся в браке и у более чем 45 % имеются дети. У мотоциклисток эти показатели – 33 % и 30 % соответственно. На фоне среднестатистического уровня браков среди граждан РФ (63 % для мужчин, 52 % для женщин по данным Росстат на 2010 год) это немного, что, возможно, связано с молодостью среднестатистического московского байкера (половина респондентов еще не достигли 30 лет, а старше 55 – единицы).

234.jpg


Таким образом, мнение, что мотоциклист эгоистичен, думая только о себе в силу своего возраста и холостяцкого статуса, частично подтвердилось. В то же время каждый 4-й опрошенный указал, что на постоянной основе занимается общественно полезной деятельностью, то есть занимает социально активную позицию.

О здоровье и душевном равновесии

Приятным открытием стало то, что на фоне курящих, которые составляют 65 % мужского населения нашей страны, мотоциклисты проявляют себя с положительной стороны: среди опрошенных курят 48 %. Но огорчили мотоциклистки: из них травятся табаком 43 % – что на 13 % выше, чем в среднем по женскому населению России (данные по стране – источник, на основе отчетности Минздрав РФ).

Вместе с тем 78 % всех мотоциклистов занимаются спортом. Наиболее популярным видом спорта в байкерской среде являются единоборства, ими увлекается четверть опрошенных. Бытует мнение, будто именно по причине посещения «бойцовских клубов» мотоциклисты выглядят «психованными». Но каждому борцу, каратисту и практикующему АРБ известно, что единоборства воспитывают в человеке не только силу тела, но и силу духа. Вспоминается мысль А. Кочергина: «Истинный воин в жизни не ведет себя бесконтрольно: моделируя самые ужасные ситуации на тренировках, в любой критический момент он проявляет самообладание, не свойственное обывателю, что помогает ему оперативно принимать исключительно взвешенные решения».

234-4.jpg

Социальные параметры московских мотоциклистов.

На втором месте по популярности – экстремальные виды спорта, на третьем – плавание. Причем многие мотоциклисты являются действующими мастерами и кандидатами в мастера спорта. Но одно дело – физическое состояние, совсем другое – душевное. Насколько часто мотоциклисты думают о смерти? По итогам опроса выяснилось, что постоянно о смерти думают 11 %. Остальные 89 % «задумываются иногда», «почти не думают» или «не думают вовсе», что свидетельствует об отсутствии суицидальных настроений среди байкеров в целом.

Таким образом, среднестатистический московский мотоциклист в большей мере фаталист, нежели меланхолик. Примечательно, что меланхоликов (людей легко ранимых, склонных к постоянному переживанию различных событий) среди опрошенных всего 7 %.

О самообороне

В Москве нередко можно увидеть экипированных байкеров с катанами за спиной или мачете в ножнах. Выглядят такие персонажи внушительно, и образ запоминается надолго. В повседневной жизни около 30 % мотоциклистов берут с собой в городские поездки средство самообороны. Но в интернете я ни разу не встречал видео, в которых мотоциклист нападал или оборонялся бы от дорожных агрессоров, применяя оружие. Зато «паутина» полна выгрузками с видеорегистраторов о вооруженных конфликтах автомобилистов; здесь в бой идет всё: пистолет, дубинка, нож, даже топор!

Кого же нужно опасаться? Духовно развитого мотоциклиста с самурайским мечом за спиной или издергавшегося в пробках водителя автомобиля с арсеналом бейсбольных бит и огнестрелов? Несмотря на то, что 74 % мотоциклистов периодически сталкиваются с хамством автомобилистов на дороге, большинство старается не ввязываться в конфликт. И правильно! Даже если, вернувшись, вы обнаружили, что кто-то сидит на вашем мотоцикле, что бывает в 18 % случаев, не ругайтесь, возможно, этот человек – просто ребенок в душе. Бывают ситуации и похуже. Например, когда ваш мотоцикл опрокинули на бок – с подобными случаями сталкивались 5% респондентов.

О дороге

Складывается впечатление, что автомобилисты, особенно те, кто получил права недавно, боятся нас. Конечно, неопытному водителю становится дурно от того, что рядом секунду назад никого не было, а в следующее мгновение из слепой зоны на обгон идет трехсоткилограммовое животное, взрывая двигатель рывками рукоятки газа. Однако сами мотоциклисты в целом не считают свой стиль вождения агрессивным.

234-5.jpg

Предметные характеристики московских мотоциклистов.

Только 18 % респондентов признали агрессивность своей езды, а 44 % считают ее спокойной. Более того, дорогу пешеходам уступают 26 % мотоциклистов. В год ГИБДД фиксирует в Москве около 1200 ДТП с мотоциклистами. Их существенная часть приходится на выходные дни недели. Инспекция отмечает, что 90 % происшествий происходит по вине самих байкеров. Однако опрос показал, что мотоциклисты признают себя виновниками аварии в 22 случаях из 100.

Рейтинг основных опасностей на дорогах Москвы, по мнению мотоциклистов:



  • автомобили и их водители;
  • сюрпризы дорожного покрытия;
  • переоценка своих возможностей и собственная невнимательность;
  • девушки за рулем;
  • конкретные марки автомобилей (BMW, «девятки», «газели», «джипы», фуры, «05 регион»…);
  • невключение поворотника при перестроении ТС.


При этом в среднем мотоциклист попадает в ДТП один раз в 5 сезонов. Конечно, есть и те, кого аварии обходят стороной (43 %), но это либо совсем новички со стажем вождения до года (30 % из тех, кто не попадал в аварии), у которых всё еще впереди, либо удачливые люди и профи (70 %). Логично возникает вопрос о защите тела мотоциклиста. В совокупности шлем и дополнительные байкерские доспехи используют 84 % водителей, берут в дорогу только шлем 11 %, вообще не используют экипировку 4 %.

Самыми беспечными ездоками являются мужчины в возрасте от 36 до 45 лет с высшим образованием, обладающие различными типами мотоциклов, кроме спортивных. Глядя на эту статистику, без труда можно понять наших матерей, жен и мужей, 10 % которых к езде на мотоцикле относятся отрицательно. Однако в большинстве своем «вторая половина» среднестатистического мотоциклиста относится к данному методу передвижения нормально, а в 17 % случаев водит мотоцикл сама.

О социальном положении

Распределение московских мотоциклистов по уровню занимаемой должности выглядит следующим образом:



  • специалисты (49 %);
  • менеджеры среднего звена (22 %);
  • топ-менеджеры (20 %);
  • студенты (6 %);
  • безработные (3 %).
По данному критерию ярко выделяются руководители (топ-менеджеры и начальство среднего звена). По сравнению со студентами и специалистами руководители социально активны, помимо мотоцикла имеют автомобиль и ведут преимущественно здоровый образ жизни. Студенты отличаются своими предпочтениями в выборе типа мотоцикла: они ездят почти на всем, кроме чопперов.
234-3.jpg


Более одного мотоцикла имеют 13 % всех опрошенных. Пришедший к нам из США образ байкера-бунтаря, показанный в фильме Mad Max, с тату по всему телу, небритым лицом и обязательным наличием судимости сегодня подтверждается лишь в 5 % случаев. Описанный стереотип разбился о военное воспитание: половина опрошенных мотоциклистов имеют воинское звание (служили в армии или успешно закончили военные кафедры и академии) и высокую степень образованности (у 65 % опрошенных мотоциклистов в возрасте от 25 до 64 лет есть высшее образование, по сравнению со средним уровнем в 46,6 % по Москве - данные Росстат за 2010 г.).
Однако «быковатые» товарищи хоть в меньшинстве, но все же присутствуют на дорогах города. Причем некоторые из них демонстративно отказывались от интервью: «Не хочу портить вам статистику!».

О культуре

Одной из основных целей этого социологического исследования был ответ на вопрос «Можно ли совокупность московских мотоциклистов назвать субкультурой?». Некоторые предварительные экспертные оценки свидетельствовали о том, что вес понятия «мотобратство» в реальности завышен. Однако наличие признаков полноценной мотоциклетной субкультуры налицо.

В повседневности почти каждый из нас с вероятностью в 85 % приветствует товарища по транспорту поднятием руки или поклоном головы. Если же вы попали в беду на мотоцикле, то можете рассчитывать на помощь проезжающего мотобрата с вероятностью 80 %. На перекрестках мы всегда ведем диалог, и позволяет нам это делать без особого напряжения как минимум одна общая тема, обсуждать которую можно часами – мотоцикл.

Согласно статистике ГИБДД России, по состоянию на начало 2013 года в стране зарегистрировано 2,5 млн. мотоциклов (в Москве – 160 тыс., в Санкт-Петербурге – 49,5 тыс.). По оценкам экспертов, общее количество мотоциклов в России, вместе с незарегистрированными, составляет 2,75 млн. (+10 %).

Однако, по логике, с течением времени явные элементы субкультуры должны исчезнуть. Как только количество мотоциклистов в Москве перевалит определенный критический уровень, субкультура начнет превращаться в массовую, постепенно себя изживая: никто не захочет ездить с поднятой рукой на мотоцикле или совершать по сотне поклонов головы в день. Останутся лишь гордые клубные сообщества, в которых на данный момент состоят 12 % мотоциклистов. Будем надеяться, что случится это еще нескоро.

О досуге

Помимо общих тусовочных мест, таких как Воробьевы горы, где любит собираться десятая часть всех опрошенных, ВВЦ, Ходынское поле и других, мотоциклисты посещают основные клубные мотоместа столицы: Sexton, Night Train, Double Bourbon и др.

Все эти заведения стилизованы под мотоциклетную тему. Было бы неплохо, если бы администрации клубов и кафе добавили спортивную ноту в их работу, ведь, как уже отмечалось, байкеры – спортивные люди. Кроме того, их объединяет страсть к вождению мотоцикла (90 % респондентов приобретают мотоцикл только из-за удовольствия, получаемого от езды).

В официальных мотогонках и неофициальных ночных за ездах принимают участие 13% опрошенных; 42 % периодически отправляются в длительные дорожные путешествия на мотоцикле. Удалось составить список наиболее запомнившихся фильмов с эпизодическим появлением мото: «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо», «Терминатор 2», «Сыны анархии», «Форсаж», «Самый быстрый Индиан», «Бросок кобры».

Особенно порадовали те, кто отдал свои симпатии советскому кино: среди названных фильмов – «Приключения Электроника» и «Ну, погоди!». А самым популярным среди московских байкеров музыкальным направлением стал рок-н-ролл, его слушают 45 % опрошенных.
 
Сверху Снизу