• Для полноценного просмотра форума, Вам необходимо зарегистрироваться !!!! Регистрация
  • Ищем партнерские сервисы и магазины, для специальных цена на ЗЧ и обслуживание для клуба. Обращаться к администрации.
  • Скидки на з/ч, клубные сервисы, гарантии на работы

Мото Новости Школа квадроциклиста. Урок 1: общая информация

Manda

Новичок
Регистрация
2 Июл 2020
Сообщения
10
Баллы
7
Приведенная в статьях информация основана на рекомендациях Американского и Европейского Институтов безопасного вождения квадроцикла и, разумеется, собственном опыте и знании российской специфики. Публикации ориентированы в первую очередь на начинающих, но будут полезны и водителям квадроцикла со стажем.

Рынок квадроциклов в России растет, объемы продаж ATV (в основной массе – утилитарных) давно уже превысили мотоциклетные. Но с культурой вождения четырехколесного аппарата дела обстоят намного хуже.

Если среднестатистический мотоциклист перед покупкой первого мотоцикла (или после – не суть) обычно озадачивается вопросами обучения вождению, получения соответствующей категории водительского удостоверения и выбора экипировки, то большинство покупателей квадриков даже не знают о необходимости получения категории А тракториста-машиниста и постановки свежеприобретенной машинки на учет в органах Гостехнадзора и дальнейшего прохождении ГТО на регулярной основе. А уж о том, что управлению квадроциклом есть смысл поучиться, многим смешно и думать: “это же не мотоцикл, тут 4 колеса, оно само не падает”.

Уверенность в том, что "4 колеса устойчивы", обычно пропадает после первого поворота на торможении. Попытка пройти его в автомобильной манере, просто повернув руль и нажав тормоз, может закончиться переворотом квадрика. И хорошо, если при этом водитель “отстрелится” от него. Но нередко получается, что кувыркаться приходится вместе с тяжелым аппаратом, а это больно и опасно для жизни…

Примерно так же обстоят дела и с экипировкой. Почему-то считается, что "просто покататься" можно в шортах, майке и шлепках. Можно, конечно. Но лучше подстраховаться.

Учитывая постоянно растущее количество аварий с участием квадроциклов, мы решили детально рассмотреть особенности квадроцикла, сделав упор именно на вопросы безопасности. О них чаще всего задумываются лишь постфактум. Но учиться лучше на чужих ошибках.

DURA LEX, SED LEX

Для начала – немного информации о квадроциклах в контексте действующего российского законодательства. Так сложилось, что у нас в стране квадрик многими воспринимается как игрушка, средство развлечения, в то время как фактически это такое же транспортное средство, как автомобиль или мотоцикл, но с определенными нюансами. Со всеми вытекающими правами и обязанностями его владельца.

Так, приобретение ATV с двигателем рабочим объемом более 50 см³ предполагает его обязательную постановку на учет в органах Гостехнадзора. Причем в течение 5 дней с момента вступления в право собственности. В результате Гостехнадзор выдает Свидетельство о государственной регистрации и государственный регистрационный знак (в единственном экземпляре).

После этого возникает еще одна обязанность – пройти государственный технический осмотр и получить подтверждающий талон (новые квадрики получают его “автоматом” при постановке на учет). Сложностей также минимум, но есть один нюанс: в числе необходимых для прохождения ГТО документов фигурирует водительское удостоверение соответствующей категории. Оно же, собственно, потребуется и для законного управления квадроциклом в дальнейшем.

Для получения водительского удостоверения тракториста-машиниста категории А I необходимо опять же обратиться в органы Гостехнадзора и предоставить необходимые документы (заявление, паспорт, медицинскую справку, 2 фотографии размером 3х4 см, квитанцию об уплате госпошлины в 400 руб.). Допускается сдача экзаменов экстерном, проще говоря, после самостоятельной подготовки. Экзамен включает теоретическую и практическую части. Теория предполагает проверку знаний устройства, безопасной эксплуатации самоходных машин и правил дорожного движения, практика – навыки управления квадроциклом: пуск двигателя, проезд габаритного коридора, полукруга, «змейки» и разгон-торможение. Позитивный момент: лицам, имеющим водительское удостоверение категории А, выданное до 1 января 2000 года, при выдачи удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) проставляется разрешающая отметка в графе «А» без сдачи экзаменов.

Контролирующие органы не дремлют: сотрудники Гостехнадзора совместно с ГИБДД эпизодически устраивают рейды с целью проверки квадроциклистов, безжалостно штрафуя за езду на незарегистрированном ATV, без «прав» и без талона техосмотра (он, в отличие от ОСАГО, тут нужен). Так что рекомендуем озаботиться решением этих вопросов до первой поездки.

Кроме того, помните, что с каждым годом владельцев квадроциклов становится все больше, да и другая “живность” (джиперы, мотоциклисты, велосипедисты, пешеходы) тоже нередко встречается в лесах. Поэтому старайтесь всегда контролировать перемещения других объектов, соблюдайте разумную дистанцию до них и не допускайте пересечения траекторий движения. В случае аварии скорой будет гораздо сложнее добраться до вас. Ну и еще один немаловажный момент – никакого алкоголя.

Статья 9.3 КоАП. Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.

Нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей.

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Аварийность квадроциклов у нас очень высокая. К сожалению, в России адекватной статистики по данному вопросу нет, ведь аварии с участием квадроцикла де-юре не являются ДТП, и полученные травмы чаще всего фигурируют как бытовые. В Европе и США за аварийностью квадриков следят строго, и картина, несмотря на усилия властей и активную работу институтов безопасного вождения ATV совместно с дилерами, не самая радужная.

Так, в США с начала нового тысячелетия ежегодно регистрируется от 700 до 900 смертельных случаев и 110-150 тыс. ранений, связанных с управлением квадроциклом. При этом весомая часть смертельных случаев (17%) и травм (25%) приходится на долю детей и подростков до 16 лет. Понятно, что парк квадроциклов там на порядок больше, чем в России (по оценке специалистов, по просторам Штатов сейчас катается около 10 миллионов ATV, в то время как в РФ счет идет на сотни тысяч), но и прививавшуюся десятилетиями культуру вождения квадрика тоже нельзя сбрасывать со счетов.

В Европе ситуация не намного лучше, и власти также работают над проблемой – финансируют деятельность организаций, обучающих квадроциклистов и пропагандирующих безопасный стиль вождения, выделяют землю для организации закрытых трасс и так далее. А что у нас? Пока только дилеры Yamaha пытаются обучить своих клиентов азам безопасного вождения да отдельные клубы промывают мозги ньюбам на предмет обязательного наличия экипировки. И всё.

Но даже в случае соблюдения всех мыслимых мер безопасности вероятность какого-либо инцидента остается. Как с этим быть? Можно пойти по цивилизованному пути и часть проблем (как минимум – финансовых) делегировать страховой компании. Итак, как может защитить себя и свое имущество квадроциклист?

Во-первых, в России появилась возможность застраховать ATV. В основном его страхуют как имущество, а не как транспортное средство, поэтому таким образом можно защитить квадрик от угона и гибели в результате, например, пожара, но не от повреждений в случае аварии. Это, конечно, не вернет любимый квадрик, если под покровом ночи ему “приделают ноги” “добрые люди”, коих у нас в избытке, но поможет пережить горечь расставания с минимальными финансовыми и психологическими потерями, приобретя на сумму страховой выплаты новый аппарат. Полноценное КАСКО на квадрик — пока практически недоступное удовольствие, в первую очередь потому, что среди необходимых условий для этого – наличие водительского удостоверения и регистрация квадрика в Гостехнадзоре. Но все меняется, и, возможно, в ближайшее время подобный страховой продукт появится на рынке.

Во-вторых, стоит подумать об окружающих, имуществу или даже здоровью которых может быть нанесен ущерб. Это решается страхованием гражданской ответственности перед третьими лицами.

Ну и не стоит забывать о себе любимом. Застраховать свою жизнь и здоровье водитель квадрика может несколькими способами. Самый распространенный – добровольное медицинское страхование, но тут не всегда удастся подобрать программы и больницы, удовлетворяющие специфическим требованиям потенциальных жертв квадроциклизма. Поэтому имеет смысл задуматься о страховании по программе «Экстренная медицина», созданной специально с учетом потребностей водителей мотоциклов и квадриков. Кроме того, есть еще страхование от несчастного случая – фактически, это хеджирование рисков, связанных с временной потерей трудоспособности. Иными словами, при наступлении страхового случая производится не оплата услуг медучреждения, а выплата за конкретные повреждения организма. Но страховка страховкой, а минимальный набор средств первой помощи стоит всегда возить с собой. Подробнее об этом мы поговорим в следующем материале.

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ

“Какой же русский не любит быстрой езды” — эта поговорка, увы, часто определяет у нас и выбор квадроцикла. Особенно детского. Логика проста: “Зачем брать ребенку маленький квадрик, если он скоро из него вырастет?” Да, вырастет… если доживет.

В Европе и США настоятельно рекомендуют придерживаться следующих правил при выборе детского квадрика:
  • для детей старше 6 лет – квадроциклы с двигателем 50 см³;
  • для подростков от 12 до 16 лет – с двигателем до 90 см³;
  • старше 16 лет – более 90 см³.
Кроме того, квадроциклисты до 16 лет не должны кататься без наблюдения взрослых. Мы также рекомендуем прислушаться к советам более опытных в этих вопросах западных коллег.

ОДНОМЕСТНЫЙ ИЛИ ДВУХМЕСТНЫЙ?

Еще один источник проблем, заслуживающий отдельного упоминания, – езда вдвоем на одноместном квадроцикле. Среди квадроциклистов, конечно, хватает и тех, кто считает, что “аккуратно — можно”, но все именитые производители однозначно это запрещают. Почему?

Для начала определимся, какие квадроциклы можно считать двухместными. Дело в том, что продавцы квадриков очень любят, поставив на сугубо одноместный аппарат афтермаркетовое пассажирское сиденье, «впаривать» его как двухместный или в крайнем случае «полутораместный». Но определяющим фактором является не наличие пассажирского сиденья, а величина колесной базы ATV. Квадрик, у которого этот параметр составляет 144 см и более, с полной уверенностью можно отнести к двухместным. Те, что меньше, изначально не предназначены для поездок вдвоем, несмотря на возможное наличие пассажирского места. Просто потому, что это небезопасно.

В целом выбор типа квадрика зависит от предполагаемых условий эксплуатации и бюджета. Одноместный квадроцикл обладает лучшей геометрической проходимостью и меньшей массой, поэтому будет уместен в качестве эго-машины для спорта или утилитарного использования. Кроме того, одноместный ATV несколько дешевле своего двухместного аналога. Двухместный аппарат более комфортен, отличается менее “острой” управляемостью и, несмотря на несколько худшую геометрическую проходимость, лучшей устойчивостью при преодолении спусков и подъемов. Но цена их обычно выше.

И еще одно наблюдение. У североамериканских производителей квадроциклов в производственной линейке хватает как одноместных, так и двухместных машин. У японцев же двухместными до сих пор бывают только UTV, то есть квадроциклы формулы side-by-side, с автомобильной схемой посадки. Это тоже дань безопасности.

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ
  1. По возможности пройти обучение на курсах управления квадроциклом.
  2. Внимательно изучить руководство по эксплуатации квадроцикла.
  3. Всегда надевать шлем, очки и защитную экипировку. При ее отсутствии – брюки, одежду с длинными рукавами, высокую крепкую обувь и перчатки.
  4. Избегать движения по дорогам с твердым покрытием, кроме случаев их пересечения.
  5. Никогда не садиться за руль квадроцикла под воздействием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих лекарственных препаратов.
  6. Не перевозить пассажира на одноместном квадроцикле.
  7. Управлять квадроциклом, соответствующим водительским навыкам и возрасту.
  8. Контролировать квадроциклистов, чей возраст менее 16 лет. Квадроцикл – не игрушка!
  9. Передвигаться на безопасной скорости, желательно по размеченным или проверенным маршрутам.
Удостоверение тракториста-машинста категории А - необходимое условие для управления ATV.

Удостоверение тракториста-машинста категории А – необходимое условие для управления ATV.

Дороги общего пользования - не лучшее место для движения на квадроцикле.

Дороги общего пользования – не лучшее место для движения на квадроцикле.

Внимательно изучите наклейки на квадроцикле. Это не украшение, а конспект основных правил безопасного вождения ATV.

Внимательно изучите наклейки на квадроцикле. Это не украшение, а конспект основных правил безопасного вождения ATV.

Разумный подход к экипировке позволит избежать существенной части проблем.

Разумный подход к экипировке позволит избежать существенной части проблем.
 
Сверху Снизу