• Для полноценного просмотра форума, Вам необходимо зарегистрироваться !!!! Регистрация
  • Ищем партнерские сервисы и магазины, для специальных цена на ЗЧ и обслуживание для клуба. Обращаться к администрации.
  • Скидки на з/ч, клубные сервисы, гарантии на работы

Мото Новости Школа квадроциклиста. Урок 2: экипировка

Jaffe

Новичок
Регистрация
29 Июн 2020
Сообщения
10
Баллы
7
Наличие адекватной экипировки при поездке на квадроцикле – это не только вопрос безопасности в случае какого-либо инцидента, но и комфорта в целом. Понятно, что в идеале райдер должен быть облачен в полный комплект кроссового или эндурного экипа, согласно популярной концепции "dress for crash, not for ride" (одевайся не для езды, а для аварии – англ.). Но нечасто найдется человек в здравом уме и трезвой памяти, готовый, например, ради поездки в 30-градусную жару на озеро, находящееся в паре километров, надевать на себя "космическое" снаряжение. Нет, я не призываю ездить в плавках и солнцезащитных очках, но всегда можно найти разумный компромисс. О его составляющих далее.

ШЛЕМ

Наиболее важный элемент экипировки – шлем. В первую очередь его наличие позволяет предотвратить травмы головы и ее содержимого в случае аварии. Кроме того, правильно подобранный шлем ничуть не ухудшит комфорт вне зависимости от погодных условий. Качественный современный шлем с развитой системой вентиляции комфортен даже в сильную жару.

Естественно, лучшие по уровню защиты – full-face шлемы, то есть кроссовый, обычный интеграл либо их микс – так называемый эндурный шлем, с визором и козырьком. Есть и еще один вариант, удачно сочетающий в себе высокий уровень безопасности и функциональности, – шлем-модуляр с поднимающейся "челюстью", или флип-ап. Открытый шлем по уровню безопасности, разумеется, проигрывает фулл-фейсу. Но, в принципе, для спокойного передвижения по ровным поверхностям и его будет достаточно. Главное — не забывать, что вне специально подготовленных трасс может таиться немало сюрпризов. Так, один мой товарищ, адепт открытых шлемов, резко пересмотрел свои взгляды после того, как во время поездки "поймал" между колес квадрика пенек, не замеченный им в траве. К счастью, скорость была невелика, поэтому с квадроцикла он не катапультировался, но подбородком до переднего багажника дотянулся. После того, как зашитая хирургом рана зажила, за рулем квадрика я его видел только в кроссовых шлемах.

Шлем необходим даже в том случае, если вы не планируете зажигать на все деньги, летать, прыгать и кувыркаться, вместе с квадриком либо раздельно. Популярные же аргументы против ношения шлема, такие как снижение обзорности и уровня звука, вряд ли стоит считать состоятельными. Мотоциклисты в городе передвигаются в условиях, когда качество обзора и слышимость имеют, пожалуй, большее значение, чем во время лесных квадропокатушек, однако никому не приходит в голову отказаться от шлема ради сомнительного повышения уровня активной безопасности. Разумеется, шлем должен быть правильно подобран по размеру и всегда застегнут.

ОЧКИ

В отличие от содержимого черепной коробки, этой самой коробкой мало-мальски защищенного, глаза наши подобной роскоши лишены. Ветер, дождь, пыль, насекомые, ветки деревьев, грязь, песок или камни из-под колес впереди идущего квадрика и прочие неотъемлемые атрибуты офф-роуда – все это может крайне негативно сказаться на возможности адекватной передачи визуальных образов в центр обработки данных. А качество зрения напрямую связано с безопасностью передвижения. Поэтому, если выбранный шлем не имеет визора (тему заботы о котором мы отдельно раскрывали в «Мото» № 12-2011), необходимо позаботиться о глазах. Солнцезащитные очки по ряду причин (неплотность прилегания, околонулевая пылезащищенность, хрупкость и так далее) для этих целей подходят плохо, лучше использовать кроссовые. Важно, чтобы поверхность очков была чистая, без царапин и затертостей (о том, как этого избежать, также было рассказано в «Мото» № 12-2011). В солнечную погоду лучше ставить тонированный фильтр, ночью же обязательно менять его на прозрачный.

ПЕРЧАТКИ

Руки – органы управления квадроциклом, поэтому они всегда должны быть в комфорте и безопасности. Правильно подобранные перчатки позволят защитить кисти рук и от палящего солнца, и от холодного ветра, и от последствий контакта с объектами окружающей среды. Можно, конечно, обойтись обычными строительными или даже "гражданскими" кожаными перчатками, но наиболее разумный вариант – мотокроссовые. Помимо эргономичной конструкции, они обычно обладают пусть и не запредельной, но защитой, способной минимизировать повреждения рук в случае непредвиденных контактов с грунтом, камнями.

ОБУВЬ

Минимально допустимый уровень защиты ступней и щиколоток в сочетании с приемлемым уровнем комфорта обеспечивает прочная высокая обувь, например, треккинговые ботинки известных производителей. Оптимальный – мотоботы, ориентированные именно на езду на квадрике или мотоцикле. В любом случае ни легкие кроссовки, ни тем более шлепанцы не могут рассматриваться в качестве адекватной квадро-обуви.

ОДЕЖДА

Памятуя о все тех же ветках, песке, камнях и прочих радостях внедорожной жизни, самым правильным вариантом будет выбор мотоциклетной либо квадроциклетной экипировки. В минимальный же набор должна входить рубашка или куртка с длинным рукавом и брюки. Все это позволит как минимум защитить кожу от царапин при движении по лесу и обеспечить комфортный температурный режим.

ОДЕЖДА ДЛЯ ЗИМНИХ ПОЕЗДОК

Уникальность квадроцикла в том, что он может использоваться в качестве всесезонного транспорта, пусть и с некоторыми ограничениями. Но если экипировка для поездок весной, летом и осенью отличается лишь некоторыми нюансами, то комфортная зимняя эксплуатация выдвигает свои требования. В сильный мороз о комплекте кроссовой экипировки, естественно, лучше забыть, оставив разве что шлем и очки. Сноу-кроссовая куртка также не лучшим образом приспособлена для спокойных длительных вояжей по снегу. Для снежных квадропокатушек уместнее полный комплект снегоходной экипировки либо, если нет желания выкладывать за него круглую сумму, классический «комплект любителя зимней рыбалки» из магазина спецснаряжения. Шлем крайне желательно выбирать с двойным визором, а очки, соответственно, с двойным стеклом.

001_moto_1212_122.jpg

Программа-минимум экипировки для водителя квадроцикла выглядит следующим образом: шлем с визором или очками, перчатки, прочные высокие ботинки, одежда с длинным рукавом и брюки. Шлем со съемной подбородочной дугой - идеальный вариант для адептов открытых шлемов.

002_moto_1212_122.jpg

Оптимальное сочетание удобства и защиты обеспечивает комплект эндурной экипировки.

003_moto_1212_122.jpg

Максимум комфорта и защиты - туристическо-эндурный шлем. Установка беспроводной гарнитуры поможет оставаться на связи и с членами группы, и с внешним миром.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Самый простой и очевидный (но, к сожалению, не слишком популярный) путь разобраться со всеми органами управления своего квадроцикла – ознакомиться с руководством по эксплуатации. В целом, конечно, базовый их набор выглядит практически одинаково на технике любого производителя, но нюансы могут быть. Мы не будем цитировать мануалы, просто покажем расположение и назначение основных органов управления ниже.

004_moto_1212_122.jpg

1 - рычаг заднего тормоза; 2 - привод стояночного тормоза; 3 - клавиша управления лебедкой; 4 - кнопка запуска двигателя; 5 - рычаг выбора передач; 6 - замок зажигания; 7 - переключатель раздаточной коробки; 8 - курок газа; 9 - рычаг переднего тормоза.

ПРОВЕРКА ATV ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ

Снизить риск возникновения внештатной ситуации из-за неисправности квадроцикла поможет хорошая привычка "предстартовой" инспекции ATV перед каждой поездкой. Эта рекомендация касается любого транспортного средства, будь то автомобиль или мотоцикл, но, к сожалению, подобная проверка чаще всего игнорируется. А зря. У наших западных сотоварищей эта процедура давно уже формализована, обозначается она аббревиатурой T-CLOC. Кстати, ее краткую расшифровку можно увидеть на одной из предупреждающих наклеек на квадрике.

005_moto_1212_122.jpg

Алгоритм проверки квадрика перед поездкой можно найти, в частности, на наклейке.

T – Tires and Wheels – шины и колеса1. Давление в шинах всегда должно находиться в пределах рекомендуемого диапазона. Особенно важно, чтобы не было разницы давлений между колесами с правой и с левой стороны.
2. Состояние шин также требует регулярной проверки. На бездорожье легко «поймать» в покрышку кусок арматуры или срезать шашку об острый камень при пробуксовке. Не поленитесь оценить состояние боковин и протектора перед стартом.
3. Важно уделить внимание и состоянию колесных гаек (болтов). Потеря любого из колес из-за откручивания не затянутых гаек с большой долей вероятности приведет к перевороту квадрика.
C – Controls and Cables – органы управления и тросы1. Проверьте исправность и корректность работы органов управления, правильность их регулировки.
2. Важно, чтобы тросы (газа, сцепления и другие) не имели внешних повреждений и обеспечивали ровную и беспрепятственную работу соответствующих рычагов.
3. К тормозным механизмам те же требования – идеальное рабочее состояние, прогнозируемая и ровная, без «закусываний», работа и регулировка под конкретного райдера.
4. Рычаг КП должен не просто четко передвигаться при выборе передач, но и обеспечивать их точное включение. В случае, если квадроцикл оснащен механической КП, необходимо отрегулировать положение ножного рычага КП для обеспечения одинаково беспроблемного переключения передач как вверх, так и вниз.
L – Lights and Electrics – оптика и электрика1. Замок зажигания должен обеспечивать включение и выключение зажигания с первой же попытки. Проверьте его работоспособность в процессе прогрева квадроцикла.
2. Аналогично и с выключателем двигателя (он же "двигатель стоп") – свою единственную функцию он должен выполнять при любых обстоятельствах.
3. Работают ли головной свет и задний фонарь? Темнота может застать в дороге, и к этому надо быть готовым.
O – Oil and Fuel – масло и топливо1. Необходимо понимать, каков расход топлива (и, возможно, масла) у вашего квадроцикла. Встать вдали от цивилизации из-за закончившегося бензина или загоревшейся сигнальной лампы давления (уровня) масла – сомнительное удовольствие.
2. Проверьте уровень масла в двигателе (процедура подробно описана в руководстве по эксплуатации).
3. Старайтесь заправить квадроцикл до полного бака перед любым выездом.
4. Убедитесь в отсутствии утечек топлива и масла.
5. Снимите крышку воздушного фильтра и проверьте его состояние. Убедитесь, что фильтр чистый и не имеет повреждений.
C – Chain, Drive Shaft, Chassis – цепь, приводы, ходовая часть1. Регулярно проверяйте, смазывайте и при необходимости регулируйте цепь (если главная передача цепная).
2. Если привод осуществляется карданным валом, проверяйте редуктор на предмет наличия утечек масла.
3. Контролируйте затяжку крепежа. При движении по неровным поверхностям из-за повышенных вибраций винты могут самопроизвольно откручиваться. Перед выездом обязательно убедитесь, что руль, подножки и органы управления закреплены надежно.

ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА

Нередко автомобильно-мотоциклетные рефлексы могут заставить "дунуть два очка" и в колесо квадроцкла. Несмотря на то, что квадрики оснащаются шинами низкого давления, и, соответственно, давление в квадроциклетных колесах обычно составляет 0,25 – 0,5 атм (или 3,6 – 7,4 psi), то есть, грубо, на порядок меньше, чем в авто-мотоколесах. Сделано это, во-первых, для улучшения амортизации на неровностях (часть демпфирования обеспечивается за счет упругой деформации шин квадрика), во-вторых, с целью минимизации ущерба окружающей среде, а в-третьих, для улучшения проходимости.

Давление в шине ATV лучше проверять с помощью соответствующего манометра, рассчитанного на точное измерение малых значений этой величины. В продаже есть множество приборов, начиная от механических с подвижной шкалой и заканчивая электронными. Обычный же автомобильный манометр с погрешностью 0,1 атм может дать разброс давления в колесах до 25%. Чем это чревато, думаю, очевидно. Особенно если разница давления будет на колесах одной оси.

Диапазон допустимых для данной шины значений давления указан на самой покрышке, выбор же конкретного значения зависит от условий эксплуатации. В первую очередь от того, какой предполагается уровень загрузки квадрика: при наличии только водителя стоит поддерживать давление в районе минимально допустимого значения, при полной загрузке (водитель, пассажир и багаж) – ближе к верхней границе диапазона. Кроме того, имеет значение тип грунта: для сурового гряземесительства, а также для снега оптимально давление 0,2 – 0,3 атм. Именно при сверхнизком давлении можно добиться максимальной проходимости за счет большего пятна контакта шины. Для жестких грунтов, камней или, если вдруг такое случится, асфальтовых перегонов давление стоит делать выше, в диапазоне 0,5 – 0,6 атм. Ну и, конечно же, выбор давления зависит от самой шины – мягкая грязевая резина куда восприимчивее даже к небольшому изменению давления, чем "дубовая" универсальная. Главное не перестараться: перекачанные до околоавтомобильных значений давления колеса придают квадрику веселую, но малопредсказуемую прыгучесть на любых неровностях. И куда решит прыгнуть квадр на очередной кочке, угадать получится далеко не всегда.

Есть и подводные камни, связанные со сверхнизким давлением. Увеличение пятна контакта имеет свою оборотную сторону: возрастает риск проколоть боковину шины, которая все-таки менее прочная. Кроме того, на "сплющенной" резине велика вероятность разбортировать колесо, особенно при активном рулении и на сложном рельефе – в колеях, на камнях и так далее. Кроме того, между ободом и покрышкой может набиться грязь, трава, ветки или снег, в результате чего колеса перестанут держать давление. В случае, если необходимость «ползания» на низком давлении возникает регулярно, можно подстраховаться, заменив штатные диски на диски с бэдлоками. Есть и более бюджетный вариант – приклеить резину на диск с помощью соответствующего набора: автомобильного Off-Road Tire Gluing Kit или Tire Lock ATV для квадроциклов.

006_moto_1212_122.jpg

007_moto_1212_122.jpg

Манометр для квадроцикла должен быть рассчитан на точное измерение низкого давления.

008_moto_1212_122.jpg

Диапазон допустимых для данной шины значений давления указан на ее боковине.

ВНЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ

Внештатная ситуация может возникнуть с любым транспортным средством – начиная от банально закончившегося бензина или перегоревшей лампы в фаре в ночное время и заканчивая более серьезной неисправностью. При этом, в отличие, например, от автомобиля, передвигающегося по дорогам общего пользования, вызвать эвакуатор или "техничку" здесь куда сложнее.

Существенную часть технических проблем можно разрешить на месте при наличии хотя бы входящего в комплект поставки набора инструмента и некоторых запасных частей и знании устройства ATV. При длительных вояжах не помешает добавить в багаж следующее:
  • свеча зажигания;
  • изолента;
  • кусок проволоки;
  • нож;
  • набор для ремонта бескамерных шин;
  • буксировочный трос или моток веревки;
  • запасная лампа головного света;
  • компактная медицинская аптечка.
Ну и, разумеется, с собой всегда стоит брать мобильный телефон – заряженный и с положительным балансом.

009_moto_1212_122.jpg

Перевозить "набор выживальщика" можно как на багажнике, так и в закрытых багажных емкостях.
 
Сверху Снизу