• Для полноценного просмотра форума, Вам необходимо зарегистрироваться !!!! Регистрация
  • Ищем партнерские сервисы и магазины, для специальных цена на ЗЧ и обслуживание для клуба. Обращаться к администрации.
  • Скидки на з/ч, клубные сервисы, гарантии на работы

Мото Новости До конца света: на крайний запад Европы

Jaffe

Новичок
Регистрация
29 Июн 2020
Сообщения
10
Баллы
7
Еще до выезда поездку я поделил на два этапа. Первый — обязательный и относительно понятный. В Праге празднуем 60-летие друга, одноклубника и художника Влада, живущего там со времен СССР. Потом — слет «колясычей» в Люксембурге (о нем читайте в следующем номере). А оставшиеся две недели отпуска и должны были стать настоящим путешествием.

Неделя прошла с ощущением, что Европу заполонили друзья. Ехали вместе, потом одни, потом снова вместе, но уже с другим. Польско-русско-белорусская пьянка в Варшаве (после нее Мартина чуть не бросила жена), грандиозный многолюдный юбилей Влада (который с трудом выдержал его уютный домик), мотодесант в Баден-Баден (гостеприимный Женя был в шоке от количества гостей) и, как апофеоз, Euro-Gespann-Treffen. Неделя раcслабухи закончилась. Пора думать о маршруте. Формула проста – «интересно там, где не был». Значит, Испания и Португалия, благо мы уже рядом. Дебаты вызвал Париж. Не хотелось лезть в этот пестрый балаган, но перевесило знакомство с парижанином Сергеем «Рваным».

Если по северу Лотарингии дорога петляет средь зеленых холмов, то провинция Шампань-Арденны гладка и скучна: четырехполосное шоссе рассекает унылые после окончания сельхозработ бескрайние поля. Под Реймсом потолкались в пробке из дачников — воскресенье! С парижской объездной попали в Нантер, пригород столицы. Не успели съехать в квартал, как в нас чуть не влупились арабчата на скутере. На заправке, где договорились встретиться, тусуются подростки-негры. «Ну, — думаю, — приехали!»

Сергей нас встретил как старых друзей. Загнали мотоцикл на подземную парковку под многоэтажным домом. «Не угоняют?» «Нет, у нас более-менее спокойно! Раз только кофры вскрыли…» — и сковал мотоциклы здоровущей цепью. Городок не эмигрантский, а социальный. Рядом что ни на есть «картье де буржуа» — Версаль, Сен-Жермен, Визинет… Черные живут по принципу «где живем — не гадим» и ездят криминалить в хорошие районы. (Через пару недель мотоцикл у Сереги угнали.)
Перед нами 2 недели и 8-9 тыс. км. От автобанов отказались. Во-первых, из экономии (примерно 10 евро за 100 км). Во-вторых, на автобане жизни нет. А мы едем смотреть, внимать, пытаться узнать и понять. На Париж у нас вечер, завтра в путь.

До центра домчали быстро. Август – время отпусков, в Париже только туристы. Но движение активное. Французы на дорогах быстры, но вежливы. А таксисты — сплошь афро-арабы — ездят нагло и опасно. Женщины паркуются «по слуху». Что у нас мелкое ДТП, во Франции — норма. Машина — вещь утилитарная, и «не надо делать из еды культа!»

На круг у Триумфальной арки стекаются потоки машин с 12 лучей-проспектов. Никаких светофоров, знаков, разметки… «Адъ и Израиль!» Серега на VTR’е ловко проскакивал между машин, форсировал пешеходные дорожки и газоны, парковался на тротуарах. Приходилось поспевать на нашем линкоре — BMW K1600GTL! Елисейские Поля, улица Риволи и Лувр, сверкающая огнями Эйфелева башня, собор Нотр-Дам, площадь Согласия, статуя Свободы (образец той самой), нижний Монмартр и «Мулен Руж»… Вопреки ожиданиям, Французская столица не произвела гнетущего впечатления, как Лондон или Гамбург. Может, дело в сезоне отпусков?..

Опустилась темнота, и Париж заиграл красками. Вскарабкались на верхний Монмартр, «по-гадски» припарковались и присели «испить кофий». Французы любят игнорить правила, если они их не устраивают. Паркуют машины где им нравится, курят там, где не положено, выгуливают собак там, где выгул запрещен. «Это же Монмартр! Тут начались обе революции!» Вот до чего доводит курение в неположенном месте…
Вечер закончился под утро за бутылкой доброго виски и «охотничьими байками».

Цель дня – Рокамадур, городок с открытки с более чем 800-летней историей.

Национальные дороги хорошего качества и с минимальным трафиком. Эти «артерии страны» — целая жизнь поколений, они бегут в будущее и отражают прошлое. Французская провинция – это пастораль из средневековых городков и деревушек, на фоне холмов и ухоженных полей. Яркое впечатление — обилие цветов. Они на подоконниках и балконах, на заборах, на столбах, на разделительной полосе.

Южные Пиренеи – это бесчисленные виражи по серпантинам невысоких известняковых гор. Один из них выводит на узкую дорожку в каньон реки Алзу.

На Земле немало мест, где человек селится вопреки здравому смыслу, подчиняясь каким-то силам или мотивам, лишенным всякой логики. С Рокамадуром та же история. Крошечный городок прилепился к отвесной 150-метровой скале и рассыпался по ней мозаикой из средневековых домиков и церквей. Население 600 человек, но ежегодно его посещают более 1,5 млн. туристов и паломников. Нам повезло: к концу сезона их поток иссяк.

Рокамадур можно разделить на три уровня: средневековый город, религиозный город и замок. Нижний уровень — это единственная улица, вдоль которой вытянулись старинные дома торговцев, сувенирные лавочки, уютные ресторанчики и отели. Пока ужинали, ночь окутала долину. Город опустел. По лестнице, истертой ногами паломников, мы поднялись на церковную площадь, где на разных уровнях возвышаются семь храмов. Какая фотография передаст величественно и жутковато выступающие из темноты стены, колонны, готические арки и переходы, под сводами которых носятся летучие мыши? Как показать отвесную скалу, уходящую в тягучую черноту неба, сверкающую россыпь звезд и крик совы, отраженный горами?..

Неожиданно в одной из дверей появился настоятель. Осведомился, откуда мы, и… пригласил внутрь. Часовня Нотр-Дам — место паломничества к статуе Мадонны с младенцем, вырезанной из черного дерева, которая исполняет желания. Не возьмусь описать ощущения, которые я испытал в ночной средневековой часовне, освещенной лишь тусклым светом множества свечей. Это что-то интимное, глубокое, на грани откровения… И это уже чудо!

Мистика ночи уступила место чарующим видам на каскад аккуратных крыш, выложенных черепицей. Днем монастырские стены теплы и уютны. Мы вновь посетили часовню и загадали желания. Над выходом из нее я увидел ржавый меч, торчащий из скалы. Говорят, это Дюрандаль, меч Роланда. Кто ж в детстве не читал «Песнь о Роланде» — как мавры разбили арьергард Карла Великого, которым командовал доблестный рыцарь? «Пора нам, Дюрандаль, с тобой проститься. Мне больше ты уже не пригодишься…» — и смертельно раненый Роланд воткнул меч в скалу, чтоб не достался врагам. На самом деле, то были не мавры, а баски, дело происходило на пару веков ранее и не здесь, а в Ронсевальском ущелье Испании. Но красота легенды от этого не меркнет.

Еще артефакт с 500-летней историей — козий сыр «Рокамадур» со специфическим (я бы сказал — чудовищным) запахом козы и плесени. Французы его обожают. Извращенцы…

Прошла неделя, а мы уже оставили на обочине то, что привезли из дома в голове, уже начали растворяться в Дороге. Тот мир превращался в параллельный и малозначащий. Важно лишь то, что происходит именно с тобой, здесь и сейчас. Ты не думаешь о будущем, не помнишь прошлого. Ты живешь первобытной жизнью, берешь то, что дает Дорога. В Дороге ты зависим от многого. Погода, техника, люди влияют на твой путь, а не план, составленный дома в «Гугл Мэпс». Ты всего лишь беззащитная песчинка на дороге, но именно поэтому ты открыт миру. И именно поэтому мир идет тебе навстречу. Мало-помалу приходит понимание, что песчинка — это неотъемлемая частица Дороги, и то, что ты сейчас находишься здесь — не случайно.

Солнечная Аквитания простирается от Пуатье до страны басков в Испании. В средние века она была самой процветающей в Европе. Ландшафт постоянно меняется: то едешь по равнине, то петляешь меж покрытых лесом гор. А порой заезжаешь в такие дебри, что сомневаешься, ездят ли тут вообще. Созерцая мир из седла мотоцикла, замечаешь массу особенностей быта глубинки, для описания которых понадобится книга. Например, под Мон-де-Марсара впечатлили стоящие по обочинам черные фанерные силуэты людей, обведенные по контуру светоотражающей краской. И с такими же глазами. Это напоминание водителям о жертвах ДТП. Жуть! Хорошо, что увидели их днем.

Полицейские на дорогах встречаются редко, а скорость регулируется множеством фоторадаров — вернее, автоматическими штрафами.

К побережью выехали в курортном городке Биарриц. Городок так себе, низкий и многолюдный, а вот океан… Остановились на краю променада и, сев на лавочку, вкусно закурили. Перед нами раскинулась Атлантика. Необычайно свежий ветер, невероятная мощь волн, играющих свою симфонию где-то далеко внизу. Чувство какой-то необузданной свободы… Это трудно передать словами, это надо прочувствовать.

То, что мы уже в Испании, заметили по языку на знаках. Навигатор стащил на проселок, витиевато петляющий по горам вдоль побережья. Отличный асфальт и великолепные виды – что еще нужно? Разве что ночевка. А солнце неумолимо клонилось к закату. Уже затемно въехали в Бильбао, где остановились в бюджетном отеле сети «F1». На самом деле, это развод. В цену входит только номер, а за постельное белье, завтрак, интернет и т.п. придется доплачивать. В итоге, сумма за «три звезды».

За ужином отправились в супермаркет. Никак не привыкну к дешевизне еды! Я недоумевал перед полками с алкоголем: «Как вы не сопьетесь?!» Полный пакет жрачки с бутылкой виски – меньше 20 евро!

Вернувшись, обнаружили рядом с нашим два мотоцикла из Германии. А утром на их месте стоял итальянец. Европа идеальна для любого туризма: здесь безопасно, комфортно, тепло, интересно. А главное, это может позволить себе любой, даже с небольшим достатком.

Дальше наш путь лежал на восток, через Страну Басков, вдоль заснеженных вершин национального парка Picos de Europa. Встретили странную пару: бомжеватого вида люди, с палками для ходьбы и тележкой. Так мы же на знаменитом пути паломников Camino de Santiago! Трудно представить, что выдержали эти люди, следуя по Пути св. Иакова. Идти пешком по 30-40 км в день… Пилигримы с взглядом ясным и диким, как у отца Федора на Военно-Грузинской дороге, стали попадаться чаще. «Пилигрим идет по Пути, отвлеченный от мирских забот, не связанный временем, потому что время в Пути не заметно, и он не отвлекается от самого процесса самопознания и поиска, благодарно приветствуя других пилигримов и, несмотря на разные языки, находя с ними понимание». Когда уставал, вспоминал этих путников. Помогало.

Святой Иаков, совершивший путешествие из Святой земли в Испанию, считается покровителем путников. А значит, и нас. Надо заехать в Сантьяго-де-Компостела, поклониться мощам святого.

Я обожаю такие моменты, когда за секунду все планы меняются, и тебя мягко подхватывает поток приключений. Мы едем по Camino del Norte, северному пути паломников. Но опоздали, кафедральный собор уже закрылся. Видимо, это знак. Возможно, мы еще не готовы. А может, путь надо пройти по-настоящему, пешком, а не на комфортном сиденье люкс-турера?.. По дороге в гостиницу прибрежной деревушки Виланова-де-Аруса, я размышлял над словами: «Однажды Путь позовет тебя! Он откроется для тебя новой надеждой, новым смыслом, новой жизнью. Откликнуться ли на этот зов — решать тебе. Но заглушить его вряд ли удастся».

Разговор на ресепшен:

— У вас есть 2-местные номера?
— Конечно! 40 евро.
— А на booking.com написано 30.
— Да?.. Значит 30!

Мне нравится Испания!

После ужина отправились на обещанный сайтом «Атлантический пляж в 100 м». Но обнаружили рыболовецкий порт. Не беда! Изучили устройство разношерстых сейнеров и понаблюдали за ловлей мидий вручную.

Дорожная мудрость: "не доверяй навигатору"! Всегда сверяй маршрут с картой, при необходимости корректируй. Нас «Сусанин» затащил на новый автобан и… потерялся. Знаков еще нет, машин тоже. Пришлось злостно нарушить правила и остановиться на обочине, чтобы определить направление. Не прошло и минуты, как возле нас остановились два полицейских BMW RT с включенными мигалками. «Ну, — думаю, — попал…» Говорят, они тут на редкость суровые ребята. Нарушил — значит, нарушил. Хорошо, если выслушают, но решение остается за ними.

— У вас что-то случилось?..
— Да! Нам нужна дорога до Португалии, а навигатор потерял маршрут…
— Следуйте за нами!

Берут меня в «коробочку» (один спереди, другой сбоку), через 300 м съезжаем на круг, где первый, притормозив, указывает нужное направление, салютует и… оба уезжают. Мне очень нравится Испания!

И вот граница с Португалией, новая глава пути. Отличия от Испании во всем: другая архитектура, заметно более низкий уровень жизни и практически полное отсутствие вездесущих арабов и негров.

Порой под прессом физической или моральной усталости принимаешь необъяснимые нелогичные решения. Почему бы по дороге в Порту не посетить первую столицу Португалии с богатой историей и забавным названием – Гимарайнш? Всего-то крюк в 30 км! Ответа нет…

Порту — город портвейна и футбола, арочных мостов и шумных кабаков, город серых и грязных улиц, давший название стране и знаменитому крепленому вину («Три топора» и прочая «борматуха» не в счет). Старинный район Байрру-да-Се — беднейший и самый живописный. На узких грязных улицах, зажатых между высоких домов, душно. Воздух как будто застыл, впитав множество ароматов, от запахов дешевой жратвы до откровенной вони питерских парадных. На улицах развешено белье. Навстречу попадаются личности сомнительного вида. Не хватает лишь пьяных матросов да дешевых портовых проституток. Может, плохо смотрели?.. Порту — настоящий портовый город со своим неповторимым шармом, он восхитителен и отвратителен одновременно.

До Лиссабона около 400 км, а время едва перевалило за полдень. Если поторопимся, то успеем заехать в Томар, найти ночлег и встретить закат на мысе Рока. Чтобы сэкономить время, часть пути проехали по автобану. На отличном 8-полосном шоссе законопослушность португальцев куда-то пропала. Ограничение — 130 км/ч, мы идем 140 км/ч, и… медленнее нас только фуры. Скукотища! Вдруг поймал себя на том, что происходящее в голове не соответствует происходящему вокруг. Знакомый симптом, срочно на заправку! «Повеселил» Аню, начав разговор с фразы: «Прикинь, мне сейчас приснилось…»

Познакомились со Славой из Украины, который 16 лет работает тут дальнобойщиком. Посоветовал заехать по дороге в Фатиму. Это местечко стало одним из центров христианского паломничества благодаря явлению в 1917 году Девы Марии трем детям-пастухам. На месте явления из белого известняка выстроен огромный современный комплекс с площадью в два раза большей, чем перед собором св. Петра в Ватикане. Грандиозно и новодельно. От отеля «Domus Pacis» («Дом мира» — лат.) с гостеприимно раскинувшей руки статуей святой Девы и многочисленных сувенирных лавок с огромным выбором культовых вещичек веет хорошо поставленным бизнесом. Но, не в пример РПЦ, цены доступные.

Узкая дорога вьется по холмам со следами недавних пожаров. Через полчаса въехали в Томар. Он вырос вокруг основанной в XII веке крепости тамплиеров. За века политическая кухня не изменилась. Орден был распущен в 1312 году папой Климентом V с подачи короля Франции Филиппа IV, который обвинил «храмовников» во всех смертных грехах (вплоть до содомии), решив покончить с огромным влиянием ордена в Европе, а заодно и поживиться за счет его сокровищ. А рыцари, не будь дураками, сокровища припрятали, а сами, говоря по-байкерски, «поменяли цвета», образовав новое братство — орден Христа.

Заехали в «Лидл» (аналог «Пятерочки»), закупили продукты и сели на парапете перекусить. Португальцы, видя номера, улыбаются и показывают большие пальцы, мол: "Молодцы!" Никто и никогда не проявил к нам агрессии или неприязни. Путник — вестник добра, и люди подсознательно это понимают. Мне кажется, что если злой человек выйдет на дорогу, то через некоторое время зло уйдет из его души. Невозможно постигать Дорогу, оставаясь злым и эгоистичным.

Вечерело, погода бархатная. Крутимся по серпантину меж плотных стен деревьев. Вдруг они закончились, и мы оказались лицом к штормовым порывам ветра, температура упала. Интересно, все крайние точки так встречают гостей?
Кабо да Рока поразил спокойствием и суровой величественностью. Мы смотрели на горизонт, соединяющий темно-синюю воду океана и голубое небо. В наше время в «Гугл Мэпс» можно детально рассмотреть любой уголок земного шара. А в Средние века мыс Рока буквально означал конечную точку мира, и никто не знал, что там за горизонтом. И какую нужно иметь смелость, чтобы отправиться в неизвестное!

Рядом, зябко кутаясь, бродили туристы, привезенные из Лиссабона на автобусах. По-быстрому сфоткавшись у монумента, они бежали обратно. А я не хотел покидать это место, вдыхал всей грудью сырой холодный воздух.

Огненный шар плавно опускался за горизонт. Все-таки он чертовски красив! Мне вспомнился фильм «Достучаться до небес» и слова Тиля: «Пойми! На небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым как кровь, и почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты? Что ты им скажешь?!..» Солнце зашло, скалы окрасились в серые цвета. Океан продолжил долбить утесы, равномерно накатываясь огромными волнами. Последние краски на небе блекли. Европу накрыла августовская ночь.

Потом мы часа два метались по ближайшему городку Синтра в поисках ночлега и нашли его, когда уже совсем отчаялись…

Лиссабон встретил шумом и суетой. Город стоит на таких холмах, что передвигаться на двух колесах проблематично. Иногда наклон улочек зашкаливает, многие узкие — двум машинам не разъехаться, — а некоторые неожиданно заканчиваются лестницами.

Город был практически уничтожен в 1775 году сильнейшим землетрясением, поэтому исторический центр датируется XVIII веком. Мы проехали вдоль набережной, погуляли по улочкам, и меня не оставляло ощущение заброшенности города. Он даже не грязный, а неухоженный. Всюду пыль крошащегося от времени мрамора, в центре много заброшенных зданий, местами обгоревших, разрисованных граффити.

Река Тежу, делая плавный изгиб вокруг Лиссабона, разливается широкой дельтой. Через нее ведут два моста: «Васко да Гама» и «25 апреля». Первый, 17-километровый, — самый длинный в Европе. По нему и поехали – великолепный вид и порывистый ветер. Дорожный указатель гласил: «Знаменитая винная дорога». Провинция Алентежу — поставщик отличных вин, лучших на юге. Но вдоль дороги раскинулись выжженные солнцем пространства, лишь изредка оживляемые зелеными пятнами виноградников. Аграрная Алентежу считается самой бедной в Португалии. Она занимает треть страны, но живет здесь лишь 8% населения. Маленьких хозяйств мало, обычно это гигантские поместья, похожие на американские ранчо.

Жара, на небе ни облачка. Стоишь ты или едешь – жарко одинаково. И, как противоположность, побережье — непрерывный песочный пляж на сотни километров. Туристов практически нет, можно часами идти вдоль накатывающих на берег волн и встретить всего пару человек.

Наконец, мы увидели маяк мыса Сан-Висенте, самой юго-западной точкой материка и самой дальней от дома на запад. Древние римляне называли этот мыс «Святым», считая его краем мира, где солнце опускается в океан. Вдалеке возвышался над волнами мыс Сагреш с бастионами форта. В XV веке король Генрих Мореплаватель основал там первую навигационную школу, собрав лучших ученых Европы. Так и должен выглядеть край — каменистым и безжизненным. А дальше вода, и ее так много, что даже трудно осознать. Воет ветер, разбиваются о 50-метровую каменную стену волны…

Вот они, настоящие впечатления! Разве такое забудешь, разве смогут эмоции ослабнуть со временем? Это капитал, который навсегда останется со мной. Как сказал Конфуций: «У человека можно забрать все, кроме того, что он съел и увидел».
Невдалеке остановился туристический автобус с полсотней испанцев. Пофоткались и укатили. Для них Сан-Висенте стал еще одним проходным местом, впечатления от которого скоро сотрутся. Что дается даром, то не имеет ценности.
А мы поехали на восток, по южному побережью Алгарве, основной курортной зоны Португалии. Высокие скалы опускаются в океан, в небольших бухтах прячутся закрытые от глаз пляжи. Воды Атлантики, тысячелетиями вгрызающиеся в известняк, вымыли в скалах причудливые пещеры и гроты.

Фару – это Сочи по-португальски. Типичный курортный город. Услышали в толпе русскую речь. Гостиниц полно, но ценник… Зато под окнами океан. Рестораны закрылись, пляж опустел, а мы с бутылкой «Сангрии» завалились на шезлонги, созерцая ночной прибой. Когда бутылка закончилась, я понял, что влюбился в эти места. «Стоишь на берегу, и чувствуешь соленый запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты, и жизнь лишь началась. И губы жжет подруги поцелуй, пропитанный слезой…» С возрастом становлюсь сентиментальным…

Следующей целью стал испанский городок Тарифа. Именно он — а не Гибралтар (как думают некоторые) — является самой южной точкой материка.

Граница проходит по реке Гвадиана. Проехали по мосту — и мы в Испании. Заехали на часок в Севилью. Красивый город! Фантастическое смешение старого и нового, христианского и арабского, разных стилей в архитектуре. Севилья идеальна для мотоцикла — город абсолютно плоский. Правда, жулья полно: почти у каждого столба скелеты разобранных велосипедов.

До Тарифы дорога отличная. Но на подъезде открылось царство ветряков, а деревья росли под углом. Дурной признак. А ветер усиливался, пытаясь стащить нас с дороги. Я понял: халявы не будет. В магазине сказали: "Да, немного ветрено, но в межсезонье бывают настоящие шторма!» Оказывается, Тарифу называют «Столицей Ветров» Южной Европы. Здесь 365 дней в году дует ветер, от сильного до ураганного. Привет, Леванте!

Прямая дорога без малейшего прикрытия. Ветер набирает силу, ухудшая наше и без того жалкое положение. Но у мотоцикла нет задней передачи, и мы прем вперед. Я читал, что сильный ветер вызывает психологический дискомфорт. Согласен: его свист в шлеме сводит с ума, а вырывающийся из рук руль вызывает припадки ярости.

В Европе происходит обратный виток реконкисты с востока, Тарифа полна выходцами из Африки. Типичный арабско-европейский город — грязный, шумный и бестолковый. Экономика юга Андалузии держится на морском трафике Гибралтарского пролива. Слово «тариф» происходит отсюда. Берберы первыми начали брать мзду за "переплыть пролив". До Африки всего 14 км.

Мыс Марроки — самая южная точка Европы и водораздел меду океаном и Средиземным морем. Прощай, Атлантика!

На выезде из города нас ждал… перевал. Тут-то и начался «аццкий ад»! И вдруг я понял простую вещь. Мы ездим на слеты, устраиваем трофи-рейды по лесам и болотам, гоняемся на соревнованиях. Мы привыкли бороться с Дорогой, бросать ей вызов. А в дальнем пути это не работает. Дороге нет дела до твоих планов. И чем раньше поймешь, тем раньше найдешь с ней общий язык. Глупо злиться из-за того, что твои желания рушатся от столкновения с реальностью. Я успокоился и увидел фантастической красоты пейзажи. Горы, море и затянутый легкой дымкой скалистый африканский берег будто подтверждали мои мысли. Не борись, а принимай то, что дает Дорога. Это и есть настоящая жизнь! Я ощутил Дорогу как некую духовную сущность. Возможно, она — это отражение нас самих, ведь в странствиях каждый получает то, что ищет.

Размышляя, не заметил, как мы оказались наверху перевала. Ветер тут бушевал знатный! Мы отдышались, начался спуск, и… ветер стих, оставшись на той стороне. Вскоре на горизонте показалась величественная Гибралтарская скала. Дорога, я люблю тебя!

К вечеру, немало поблудив по Малаге, доехали до деревушки Кольменар. Трасса Carretera de Colmenar, сплошная череда поворотов с видами на горы Малаги — древний путь во внутреннюю часть Испании.

Гостиничка великолепна! Но на первом этаже кабачок, популярный в деревне. А хуже «отдыхающих» испанцев только молодые англичане. К ночи вакханалия достигла пика, перепившиеся испанцы шумно выражали любовь к жизни. Но усталому путнику все нипочем: мы отлично выспались.

Следующий день прошел в дорожной медитации. Мы вкушали солнце, тепло, отличный асфальт и виды на горный массив Сьерра-Невада. В Кальпе нас ждал приятель Володя «Босс». Вечером, сидя на веранде его виллы, наслаждались общением и паэльей. После двух недель странствий мы начали дичать, и этот оазис общения был очень кстати.

Курс на север. Пересекли Валенсию, холмистые равнины которой сплошь засажены ровными рядами цитрусовых деревьев. На трассе появились машины с французскими номерами, доверху забитые скарбом и арабами. На заправке наблюдал картину: рядом с недешевым кроссовером, набитым тюками, на расстеленном на асфальте грязном покрывале расположилось многочисленное арабское семейство. Выводок галдел и носился. Тут же жрали, тут же и гадили. Один из детей срыгнул на соседнюю машину. Скорбно и трогательно говорили на Руси: «Подождем, когда Бог переменит орду». Ну ждите, ждите…

Уйдя от побережья, въехали в Каталонию. Каталонцы, как и баски, борются за свою мнимую независимость от Испании и даже добились признания каталонцев отдельной нацией. Тут свое правление, президент и даже флаг (испанского не увидишь!). Ну это их дела, а для нас Каталония означала Пиренеи. Горы!

В споре «Barcelona vs Andorra» победила последняя. Чтобы не лезть в горы на ночь глядя, остановились в кемпинге. Завтра покидаем Испанию. Конечно, мы прикоснулись только к одной ее грани, но это был потрясающий опыт, яркий и насыщенный, за который я благодарен Дороге.

У Андорры нет ни аэропортов, ни железных дорог. Трасса всего одна: в одну сторону Испания, в другую – Франция. И это узкая, извилистая и очень живописная горная дорога с множеством тоннелей. Порой автобус с трудом входит в поворот, а в некоторых тоннелях две машины не разойдутся. Благо трафика совсем мало. Но на GTL’е попотеть все же пришлось: горы – не его стихия. За 100 км намучился больше, чем за всю дорогу!

Думаю, мне понятен тайный смысл испытаний, которые посылает Дорога, — возрастает ценность достижения цели. Все подвержено девальвации, но быстрее всего теряют цену впечатления. Уверен, если бы на Эверест провели фуникулер, в блогах появились бы записи: «Скучное место, абсолютно нечего смотреть». То, что легко дается, легко и забывается. Только то, ради чего приходится попотеть, остается с нами навсегда. Это применимо ко всему на свете.

Вот и граница. Она есть! Но полиции нет дела до въезжающих. А выезжающих трясут по полной – придирчивый досмотр автомобилей создал очередь.

Княжество Андорра — одно из карликовых государств-переплюек Европы (всего 46 км по дороге наискосок), 80% ВВП которого приносит туризм. Хотя, кроме естественных красот Восточных Пиренеев, я не увидел ничего особенного. Андорра — зона беспошлинной торговли. Турфирмы уверяют: «сплошной duty free!» Действительно, магазинов в Андорре немало, а Андорра-ла-Велла напоминает большой бутик, но кроме дешевых (для Европы) сигарет и бензина, всё, что мы видели, стоило как и везде. Пары часов вполне хватило, и мы отправились дальше, мимо прилипших к склонам вилл, забираясь все выше и выше. Перевал, а потом вниз до тоннеля д’Инвалира. За ним Франция. Тут таможня отсутствует. Парадокс!

Узкая дорога петляет по краю поросшего зеленью ущелья, по дну бежит речка. Вроде одни и те же горы, одна природа. А люди разные, разные жилища. Проезжаем сквозь города-деревни. Серые, угрюмые дома вплотную подступают к шоссе. И лишь насыщенная зелень гор оживляет пейзаж и настроение. Предгорья остаются позади, местность выравнивается, появляется трафик, в городках образующий пробки.

Рисовать временные рамки — это естественно. Средняя скорость известна, километраж тоже, и время рассчитать вроде бы не сложно. Но в путешествии это не работает. Дорога не любит снисходительного отношения, у нее хватит сюрпризов. Будет так, как решит она. И 450 км до Монпелье растянулись до позднего вечера. Ввалились за минуту до закрытия гостиницы.

Город расположился в центре долины реки Лез. Кругом нескончаемые виноградники, а винодельческие хозяйства зазывают проезжающих на дегустации. Вино во Франции - это и культ, и напиток для ежедневного потребления, и предмет национальной гордости. Но мы не в винной теме, поэтому пролетаем мимо без душевных терзаний, которые мучили нас год назад в Шотландии.

Впереди лежала Ривьера. Между горным массивом Люберон и Альпами лежат бескрайние фиолетовые поля, визитная карточка Прованса. Но к нашему приезду они отцвели. Едешь в окружении пустынных ландшафтов, а в голову лезут интересные мысли. Я люблю мотоцикл за то, что он открывает простор для мыслительной деятельности. Я бы прописывал мотопутешествия против любого душевного недуга: депрессии, агрессии, разочарования. Человек, живущий в замкнутом кругу «дом-работа-дом», и тот же человек в пути на двух колесах — это разные личности. Объяснить, в чем именно, не могу. Это можно понять лишь самому.

До Лазурного Берега оставалось немного. Но я чувствовал, что зря сюда поперлись. Конечно, мы тут еще не были, да и другого пути в Италию нет. Если не штурмовать Альпы. Но после Андорры скрепя сердце я отменил Альпийскую дорогу. Она превратилась бы в мучение, а я не мазохист и не готов издеваться ни над собой, ни над женой, ни над мотоциклом. Но если Дорога закрывает перед тобой одну дверь, то тут же открывает другие. Лучшие впечатления где-то рядом, не пропусти!
Возможно, Лазурный Берег является чем-то особенным для француза, но после тех мест, которые мы видели, контраст оказался слишком разительным. Длиннющая, забитая машинами и отдыхающими набережная. Жара… Сен-Тропе, Канны, Ницца, Монте-Карло… Да, много яхт, дорогих автомобилей, роскошных вилл и отелей. Но что нам до этого? Все красиво, дорого, гламурно, но совершенно мимо нас. Однако должен признать, что местами пейзажи открываются захватывающие.

После Монако дорога вела на север, через Альпы, но, судя по карте, без экстрима. Темнело. Нашли гостиничку в маленьком городке, затертом между гор. До сих пор не знаю, Италия это была или Франция, ибо дорога петляла по границе, несколько раз ее пересекая. Утром мы смогли насладиться этой дорогой! Ровная двухполоска вилась меж отвесных скал, от величественных видов захватывало дух.

До сего дня мотоциклисты встречались редко. Я недоумевал — почему? А они все здесь! Группами и поодиночке, они обгоняли и летели навстречу, приветствуя нас взмахом руки. За каждым, отправившимся в путь, стоит своя история и судьба, но всех объединяет что-то неуловимое. Поэтому мы и приветствуем друг друга, заметив кофры или тяжелый рюкзак за плечами. Порой забываем спросить имена, потому что кажется, что давно знакомы. Наверно, так и есть: каждый сумасшедший, кто однажды пустил в свою кровь наркотик дальних странствий, будет считать своим незнакомого человека, доверившего жизнь Дороге.

Утром следующего дня мы были на швейцарской границе. Вечером в немецком Бургау нас ожидал Николай, Анин родственник, с которым она не виделась много лет. Всего-то 350 км, и мы рассчитывали на режим «лайт». Но помните, что я писал о Дороге и сюрпризах?

Таможенники взяли паспорта, и… «Парень, у тебя проблемы!» — один из них показывал на задний баллон. Я нагнулся и увидел тонкую полоску вылезшего корда. Черт!..

Естественно, нас развернули. Воскресенье, ничего не работает… Но чудеса бывают! Узнав о проблеме, Коля сказал: «Ждите! Возьму прицеп и приеду». Сделав крюк, все же въехали в Швейцарию в другом месте, без погранцов. На первой заправке на автобане устроились ожидать нашего спасителя.

Только тут я осознал, что пограничники избавили нас от больших проблем, а может, и жизнь спасли. Заметить 10-сантиметровую полоску корда на нормальном с виду баллоне можно лишь в определенном положении, и то, что именно в нем оказалось колесо, когда я остановился – это чудо! Протершийся баллон просто взрывается, и мотоцикл в момент становится неуправляемым. Я был в такой ситуации на 140 км/ч. Успев соскочить с мотоцикла, летел на заднице по асфальту, а передо мной кувыркалась «голда». Отделался синяками. Сейчас я вспомнил слова друзей: «Повезло! Видимо, брат тебя сверху прикрывает!» Мой младший разбился на мотоцикле 6 лет назад…

Приезд Коли с другом был похож на встречу давно потерявшей друг друга семьи. А случись все иначе, в путешествии не было бы столько драматизма, отчаяния и радости. Случилось так, как должно было случиться, и это хорошо.
Вечером мы отметили счастливое избавление, а утром, пока я спал, Коля с Аней починили колесо. Прости, Колян, я даже не смог найти достойных слов благодарности. Все-таки мотоциклисты, особенно русские – это особый род людей, готовый вытащить тебя из любой задницы. И наши жены тоже!

Последние дни стали просто возвращением домой. Скучные немецкие автобаны, гостеприимная Прага, залитая дождями Польша… Казалось бы, все повторяется из года в год. Но Дорога дарит непредсказуемые моменты. Вроде бы они не имеют особой ценности, но потом ты вспоминаешь их, и на душе становится тепло. Перед чешской границей рядом с мотелем увидели «Харли» с коляской. Это же Вера! Звоню с ресепшен в номер.

— Привет! Не разбудил?..
— Кто это???…
— Котофей!
— Как это?!..

Вера с приятелем возвращались со слета на озере Фаакер Зее. Подивились встрече, пообщались и разъехались. График и маршрут разные. А на следующий день встретились на заправке у польской границы! Вокруг каких магнитов крутятся судьбы жителей Дороги? Почему люди, разъехавшиеся в разные стороны, встречаются снова?..

Итог прожитого — в напутствии паломникам. Ведь мотоциклисты те же паломники, только цель их пути в самом пути.

«Счастлив ты, совершающий паломничество, если тебе не хватает слов, чтобы выразить благодарность за все то, что приносит тебе дорога в каждом своем изгибе».
«Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты ищешь правду и превращаешь свою дорогу в жизнь, а жизнь — в дорогу поиска Пути, Правды и Жизни».
«Счастлив ты, совершающий паломничество, если, завершая дорогу, ты открываешь, что подлинный Путь только начинается».

001_moto_1212_108.jpg

002_moto_1212_108.jpg

003_moto_1212_108.jpg

004_moto_1212_108.jpg

005_moto_1212_108.jpg

006_moto_1212_108.jpg

007_moto_1212_108.jpg

008_moto_1212_108.jpg

009_moto_1212_108.jpg

010_moto_1212_108.jpg

011_moto_1212_108.jpg

012_moto_1212_108.jpg

013_moto_1212_108.jpg

014_moto_1212_108.jpg

015_moto_1212_108.jpg

016_moto_1212_108.jpg

017_moto_1212_108.jpg

018_moto_1212_108.jpg

019_moto_1212_108.jpg

020_moto_1212_108.jpg

021_moto_1212_108.jpg

022_moto_1212_108.jpg

023_moto_1212_108.jpg

024_moto_1212_108.jpg

025_moto_1212_108.jpg

026_moto_1212_108.jpg

027_moto_1212_108.jpg

028_moto_1212_108.jpg

029_moto_1212_108.jpg

030_moto_1212_108.jpg



МаршрутМосква – Варшава – Прага – Баден-Баден – Люксембург – Париж – Рокамадур – Биарритц – Бильбао – Сантьяго-де-Компостела – Порто – Томар – мыс Рока – Лиссабон – Фару – Севилья –Тарифа – Малага – Гренада – Кальпе – Андорра — Монтпелье – Ницца – Канны – Монако – Турин – Лугано — Бургау – Прага – Варшава – Минск — Москва.
Пробег12 500 км за 26 дней.
БензинА95 — 1,3-1,9 евро/л.
МотоциклBMW K 1600 GTL (2011 г. в.).
ПроживаниеВ гостиницах 2-100 евро/ночь, у друзей – бесплатно.
Бюджет120 000 руб (на двоих).

031_moto_1212_108_map.png



ПУТЕШЕСТВУЮЩИМ ПО ПОРТУГАЛИИ
Памятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy Moto
О стране
Португалия — морская держава, родина знаменитых мореплавателей и первооткрывателей, занимает часть Иберийского полуострова. Ей принадлежат автономные архипелаги Мадейра и Азоры.
Португалия является самой юго-западной страной Европы. На севере и востоке граничит с Испанией, с юга и запада омывается Атлантическим океаном. Ландшафт страны сильно меняется с юга на север.
Самая западная точка Португалии и всего материка Евразия Cabo-da-Roca (Мыс Рока) находится в 30 км от Лиссабона. В южной провинции Алгарве - еще один "самый" — самый юго-западный утес континента — мыс Св. Винсента с самым мощным в Европе маяком.
Наивысшая точка Португалии расположена в Атлантическом океане, на острове Пику, и достигает высоты 2350 м.
Самая западная точка Европы находится на острове Флореш, входящем в архипелаг Азорских островов, который также принадлежит Португалии.
Богатое историческое наследие, великолепные вина и кухня (как морская, так и мясная), отели с первоклассным сервисом, теплый умеренный климат, разнообразие видов отдыха и низкий уровень преступности в Португалии привлекают туристов.
Когда ехать
Климат Португалии — субтропический средиземноморский: мягкий, без резких колебаний температур. На севере из-за Гольфстрима преобладает морской климат. Лето сухое и солнечное, но не жаркое (средняя температура — около +20 °C, в горах — около +18 °C), зима прохладная (+4 °C...+10 °C) и дождливая.
На юге страны тепло и сухо. Средние температуры января +5 °C...+10 °C, а июля +20 °C...+27 °C. Температура воды летом +20...+23 °C.
Из-за мягкого климата многие туристы приезжают в июле или в августе. Если хочется не только понежиться на солнце, но и посмотреть достопримечательности страны, можно ехать с мая по сентябрь.
Как добраться
На самолете
TAP Portugal пять раз в неделю совершает прямые перелеты из Москвы (время в пути — 5 ч. 35 мин.). Прямой чартерный рейс Москва-Фару (столица Алгарве) — один раз в неделю.
Также есть рейсы Москва-Лиссабон европейских авиакомпаний со стыковкой в Цюрихе (Swiss), Франкфурте или Мюнхене (Lufthansa), или Париже (Air France).
На мотоцикле
Кратчайшее расстояние от Москвы до Лиссабона по автодороге – около 4500 км.
Виза
Португалия входит в число стран-участниц Шенгенского соглашения, российским гражданам необходима виза. Срок оформления — 7 рабочих дней.
Консульский отдел в Москве
Адрес: Ботанический пер., 1.
Телефон:+7 (495) 981-34-14 (с 15:00 до 17:00).
В разгар сезона лучше записываться заранее (за месяц).
Посольство России в Лиссабоне
Адрес: Rua Visconde de Santarem, 59, 1000-286 Lisboa, Portugal.
Тел.: +351 21 846 24 23, +351 21 846 25 24 (приемная посла),
+351 21 846 24 24 (общий телефон).
Консульский отдел посольства России в Лиссабоне
Тел.: +351 21 846 44 76, +351 21 849-07-11.
Телефон экстренной связи*: +351 91 594 03 05.
*Предназначен исключительно для экстренной связи находящихся на территории Португалии граждан РФ с консульскими сотрудниками при возникновении чрезвычайных ситуаций, угрожающих их жизни и здоровью.
Таможня
Ввоз и вывоз валюты не ограничен. При въезде с территории стран, не входящих в ЕС, суммы свыше 10 000 EUR подлежат обязательной декларации.
Беспошлинно можно ввезти 200 сигарет, 1 л крепких спиртных напитков и 2 л вина. Запрещен ввоз и вывоз наркотиков, предметов, имеющих историческую ценность, оружия и боеприпасов, а также животных и растений, внесенных в список исчезающих видов.
Безопасность
В Португалии не страшно гулять по улице в любое время суток, однако ценные вещи без присмотра лучше не оставлять. Машины в стране не угоняют, здесь нет никаких опасных заболеваний и не нужны специальные прививки.
Время
Разница с Москвой: 3 часа летом, 4 часа зимой; для Азорских островов - на 1 час больше.
Валюта
Денежная единица: евро (EUR), 1 EUR ≈ 41 RUB.
Язык
Единый государственный официальный язык — португальский. На нем говорят более 200 млн. человек во всем мире. Кроме того, статус официального языка с 1999 года имеет мирандский язык, на котором говорит население небольшой территории в северо-восточной Португалии (муниципалитеты Миранда-ду-Дору, Вимиозу, Могадору).
Гостиницы
В основном преобладают отели 4-5 звезд высокого уровня. Большая их часть работает на базе завтраков. Полупансион встречается редко, all inclusive нет.
Лучшие отели — старинные гостиницы (pousadas), соответствующие уровню 4-5 звезд. Это старые замки и крепости, реконструированные и превращенные в роскошные отели (всего их около 50). Также существуют региональные «поузады», которые представляют собой усадьбу или дом в характерном для этой местности архитектурном стиле и с местной кухней.
Движение в Португалии
Движение правостороннее. На площадях, перекрестках и развязках в случае, если нет другого указания, преимуществом пользуется находящийся справа. На перекрестках с круговым движением преимуществом пользуется уже находящийся внутри круга. Дорожные знаки соответствуют международным нормам.
Запрещается находиться за рулем при содержании алкоголя в крови от 0,5 г/л и выше.
Соблюдайте указанные скоростные ограничения. Штраф оплачивается прямо на месте наличными деньгами или кредитной картой. В противном случае водитель не имеет права ехать дальше. Штраф за неправильную парковку от 30 до 150 евро.
Прокат мотоциклов
Нужно бронировать мотоциклы заблаговременно. Представлен разнообразный ассортимент моделей. Больший мотопарк есть в соседней Испании, и можно совместить посещение этих двух стран.
Заправки, цена топлива
В Португалии доступен неэтилированный бензин (95 и 98) и дизельное топливо. Разрешается провозить бензин в канистре. Газовые заправки (LPG) имеются. А95 ≈ 1,69 евро/л, А98 ≈ 1,81 евро/л, ДТ ≈ 1,51 евро/л.
 
Сверху Снизу