• Для полноценного просмотра форума, Вам необходимо зарегистрироваться !!!! Регистрация
  • Ищем партнерские сервисы и магазины, для специальных цена на ЗЧ и обслуживание для клуба. Обращаться к администрации.
  • Скидки на з/ч, клубные сервисы, гарантии на работы

BMW 5 series (G30) О дооснащении G30

Glari

Новичок
Регистрация
22 Янв 2021
Сообщения
16
Баллы
7
Содержание:
1. Система программирования будущего
2. Анатомия BMW

3. Программы E-Sys и ISTA-D
4. Лирика
В этой части мы заглянем внутрь шедевра Баварского Моторного Завода. И не просто заглянем, а поковыряемся там и разберёмся из чего же сделана электроника BMW.
Прежде всего нам нужны электрические схемы и руководства по сборке-разборке.
Их можно посмотреть в трёх местах:
1. Честный и правильный вариант — сайт BMWTIS. Это официальный сайт BMW для ремонтных организаций. Информация там всегда актуальна и максимально корректна. Единственный недостаток — это цена: $30 в день или $250 в месяц.
2. ISTA. Недостаток в том, что не посмотреть с телефона. А часто бывает нужно. Как посмотреть схемы в ISTA — в следующей части.
3. Сайт newtis.info. Очень удобно, бесплатно, но, из-за жадности BMW доступен только в странах со слабой защитой интеллектуальной собственности.


9phS7Edj9kPAf1pJH7MRdj471yA-1920.jpg



Пример схемы из NEWTIS.INFO

Коме этого понадобятся каталоги запчастей. Самое простое — использовать сайт BMWCats.com. Недостаток один — он не обновляется уже год. Частично обойти эту проблему могут помочь сайты дилеров по заказам запчастей. Так, например, в личном кабинете дилера Автодом при попытке заказа запчасти отображаются её замены (в т.ч., более новые, чем каталог на bmwcats.com).

nssRddFr8aqC8HynhZQrG3GJTLI-1920.jpg



Вот так выглядит визуализация шинного соединения в диагностической программе


все ЭБУ в автомобиле соединены различными шинами.

Давайте разберёмся какие шины в автомобиле имеются и для чего они применяются.
Немного об особенностях цифровых шин в автомобиле:
UG7mhihPbivZ9CJHJqkDeDmNoOY-1920.jpg




Шина CAN
Самая распространённая шина в BMW — это CAN, расшифровывается как Controller Area Network (сеть блоков управления).
Скорость передачи данных — 500 Кбит/с.
Двухпроводная шина на основе витой пары. Топология — звезда, в центре звезды — терминатор (или, если правильно — согласующее сопротивление).
Терминатор представляет собой устройство параллельного соединения всех лучей шины и содержит резистор сопротивлением 60 Ом.
Дело в том, что, сигнал имеет свойство отражаться от концов кабеля, в результате отражённый сигнал накладывается на прямой и затрудняет распознавание сигнала приёмником. Резистор гасит отражённую волну.
Именно поэтому нельзя подключаться разрыв провода шины CAN — работать скорее всего будет, но нестабильно.
Витую пару для этой шины можно легко "свить" самому — требования к качеству свивки минимальные, в принципе и на прямых проводах работает.
Отдельного провода активации ЭБУ на этой шине нет. ЭБУ на шине CAN активируются при подаче питания. Подачей питания управляют токораспределители в соответствии с концепцией контактов (описана ниже).
В G30 есть сразу несколько CAN-шин PT-CAN, PT-CAN2, K-CAN2, K-CAN3, K-CAN4, K-CAN6, K-CAN7. Схемы можно найти в NEWTIS или ISTA.
Особняком стоят две разновидности:
1. D-CAN — единственное, что к ней подключено — это разъём OBD. Эта шина необходима по законодательству. При работе специализированным оборудованием для BMW или кабелем ENET она не используется. Так же, видимо по причине стандартности, к этой шине очень любят подключаться производители сигнализаций.
2. Local-CAN — данная шина объединяет электронные блоки между собой по топологии точка-точка. Используется, когда блоки по каким-то причинам не могут общаться через общую шину (например, если один из них не является ЭБУ) и нельзя использовать шину LIN.


9RCuUjBGHpmudPeMeOFHGIRE8Bo-1920.jpg




Шина LIN
Расшифровывается — Local Interconnect Network (локальная межкомпонентная сеть). Максимально простая и дешёвая шина.
Скорость — от 2.4 до 19.2 Кбит/с.
Использует ровно один провод, соединять можно как угодно. На шине должно быть одно управляющее (master) устройство (обычно это — ЭБУ) и может быть до 16 подчинённых (slave) устройств.
Используется практически повсеместно для связи ЭБУ с прочими электронными компонентами автомобиля.


R_-nAgRdH0P3SVqkEoAv9zSfw_E-1920.jpg




Шина FlexRay
Скорость — 10 Мбит/с.
Шина для самых ответственных применений в автомобиле. Отличается высокой надёжностью и гарантированной доставкой информации между ЭБУ. Используется в самых ответственных местах автомобиля, где ещё возможно применение шинных систем (связывает рулевое управление, тормоза, блок подушек безопасности, двигатель и системы управления шасси).
Провод — витая пара.
Топология — шина, оконеченная терминаторами с обоих сторон. Сами терминаторы встроены в ЭБУ. Без терминаторов работать не будет.
Важно, что в некоторых случаях терминаторы уже подключены к шине внутри ЭБУ, в некоторых — нет. Поэтому, всегда проверяйте по схемам, не оставляете ли в воздухе линию FlexRay, проходящую сквозняком через ЭБУ.
Шина дорогая в реализации, поэтому в BDC может быть 2, 4 или 8 портов FlexRay (зависит от количества штатно установленных устройств на этой шине). Т.е. на заднеприводной машине без ассистентов портов FlexRay будет только 2 и оба заняты.
Чит — заказать новый BDC под свою машину. Он приходит всегда с 8-ю портами FlexRay.


_MN_uoX8-x8z33Ebnqr8QgX7P38-1920.jpg




Шина MOST
Шина MOST (Media Oriented System Transport), в простонародье "оптика" — относительно высокоскоростная шина, ориентированная на передачу мультимедийной информации.
Прикол в том, что это не та оптика, к которой все привыкли в магистральных компьютерных сетях, передающая данные на нереальных скоростях на многие километры (ну или сотни метров в случае многомода), а странная породия: в качестве среды передачи используется кусок пласика с диаметром около 1 мм. Поэтому, максимум 10 метров.
Можно соединять два кабеля "в стык", в каталоге BMW есть специальное приспособление.
В BMW применена самая старая версия стандарта — MOST25. Она обеспечивает передачу мультимедийной информации со скоростью до 23 Мбит/с.
Шина имеет ряд особенностей:
1. Она синхронная, т.е. время передачи информации между узлами постоянно, вне зависимости от загрузки этой шины. В этом отличие, например, от шины Ethernet, где задержка передачи изменяется в зависимости от загрузки шины. Для этого на шине предусмотрено 15 слотов, в которых могут передаваться либо стереосигнал с частотой дискретизации 44,1 или 48 килогерц, либо MPEG-1 видео. Дополнительно предусмотрен канал в 768 Кбит/с для передачи данных.
2. Следствие из п. 1 — по шине MOST невозможно передать сигнал имеющий качество выше CD. Всевозможные аудиофильские 192 кГц и 32 бит будут безжалостно преобразованы головным устройством в 44.1/48 кГц и 16-бит.
3. Следствие из п. 2 — поскольку качество видео MPEG-1 по сегодняшним временам не выдерживает никакой критики, шина MOST25 не используется для передачи изображения. Именно поэтому, например, при наличии в машине ТВ-тюнера, для передачи изображения применяется дополнительный балансный аналоговый кабель для передачи видеосигнала в аналоговом виде.
3. В качестве среды передачи используется оптика, что благоприятно с точки зрения электромагнитных наводок.
4. Она имеет топологию кольцо из максимум 64-х устройств, кольцо должно быть замкнутым.
5. Важной особенностью шины является то, что на ней предусмотрено управление питанием, т.е. устройства на шине MOST не требуют отдельного провода активации и активируются светом. Можете, например, посветить фонариком в подключенную к питанию систему развлечений задних пассажиров и она оживёт.
Начиная с 2019 года заменена на шину Ethernet (OABR).


XtKPFRk4UOL4GZt1tK-lfhcu99I-1920.jpg




Шина OABR (Ethernet)
Почти обычная компьютерная сеть, которую мы привыкли видеть дома или на работе.
Скорость — 100 Мбит/с.
Основное отличие — использование лишь одной пары для передачи сигнала в обе стороны. Соединение — исключительно точка-точка.
Провод витая пара и только фабричного изготовления (я имею в виду сам провод, обжать пины, конечно, Вы можете сами).
Из интересных моментов:
1. В блоке BDC установлен межсетевой экран, поэтому, например, если подключить камеру заднего вида не на те пины, что предусмотрены схемой, она будет диагностироваться, но изображения с неё не будет.
2. Ethernet может так же передаваться по кабелю APIX, поэтому приборка HIGH логически подключена по Ethernet, но физическое соединение с OABR у неё отсутсвует.
3. Для активации устройств на этой шине используется отдельный провод Ethernet Wake Up (ETH_WUP).


ygOOpBabPIKpkf-vkmifbnvk-Qc-1920.jpg




Контакты или управление питанием
На электрических схемах вы будете постоянно встречать обозначения вроде 15F, 30F, 30B, 31 и т.д. Это ни что иное, как принятые BMW обозначения линий питания. Когда-то, в далёком прошлом, они были физическими контактами какого-то блока за номерами 15 и 30 и, поэтому, по сей день сохранили название "контакты", хотя, например, контакт 30 размножился аж на 3: 30, 30B, 30F. Теперь же это просто обозначение.
Давайте разберёмся что и когда подаётся на эти провода.

В автомобилях BMW G-серии применена концепция режимов "парковка-дом-движение".
Т.е. автомобиль может находиться в одном из 4-х режимов:
1. Парковка (состояние покоя) — двигатель выключен, в машине никого, 10 минут никакие кнопки не нажимали, большинство блоков обесточено
2. Дом (готовность к работе) — в автомобиле кто-то есть, зажигание выключено, доступны функции развлекательного характера, блоки, которые используются только в движении отключены
3. Движение — зажигание включено, двигатель запущен, все блоки под напряжением
4. Контрольно-аналитическая диагностика — зажигание включено, двигатель остановлен (режим включается программой ISTA, либо вручную быстрым троекратным нажатием на кнопку "старт" при отпущенной педали тормоза)
15N предназначен для подачи напряжения на блоки управления, которые используются только во время движения и при необходимости для безопасного завершения движения. При переходе от состояния движения к состоянию "дом" запускается инерционная фаза работы, длящаяся 5 с.
30B предназначен для подачи напряжения на блоки управления, для которых в режиме остановки требуется состояние "дом" и для автономных функций, при которых клиент не находится в автомобиле. При переходе от состояния "дом" к состоянию "парковка" запускается инерционная фаза работы, длящаяся 3 мин. После этого контакт 30B выключается.
30F предназначен для подачи напряжения на блоки управления, которые должны выполнять функции в состоянии "парковка". Контакт 30F включен, как правило, в состоянии "парковка". Но контакт 30F может быть выключен при наличии ошибок в бортовой сети. При распознавании ошибки выключение выполняется с инерционной фазой работы 1 мин.
30 — плюс присутствует при любых условиях.
31 — минус питания.
58G — плюс подсветки органов управления салона.

OHk7R_Z9UICBHps9sceHuC8Ljvc-1920.jpg




Инструментарий
Как говорится, хороший инструмент — уже половина работы. В случае BMW, без нормального инструмента лучше даже не подходить. Только машину покалечите.
Минимально потребуется не так много:
1. Комплект пластиковых инструментов для разборки — покупать на Aliexpress или в Чип-и-дип.
2. Отвёртка под TORX разных размеров
3. Малюсенькая плоская часовая отвёртка для разъединения и разборки разъёмов
4. Тканевая изолента Tesa — для обмотки вновь укладываемой проводки.

Далеко не всегда удаётся купить готовую проводку, поэтому, чтобы сделать её самостоятельно, потребуется что-то для обжима контактов.
В идеале — это специальное обжимное устройство — кримпер, но, поскольку мы будем дооснащать машину для себя, достаточно простейших маленьких кусачек.
Я сначала по очереди "наклоняю" усики, чтобы они "обнимали" жилу провода, затем намертво зажимаю кусачками в 2 точках. После этого поджимаю вторые усики, чтобы те обхватили провод в изоляции.
За 3 года никаких проблем с клеммами, обжатыми таким образом, не выявлено.

yV9bHmQKP6h5DcOtfYgJm5Kdk1k-1920.jpg



Основные контактные системы BMW G30

Контактные системы
В автомобиле применяется несколько контактных систем (моделей контактов), перечислю основные:
1. MQS — micro quardlock system
Пины на BMWCATS
Квадратные пины. Используются практически повсеместно: 90% соединений внутри салона автомобиля и 50% снаружи выполнено именно на базе этих пинов.
2. MCON
Пины на BMWCATS
Очень похожа на MQS, только пины не квадратные, а прямоугольные (неглядя в дырку пина можно даже их перепутать). Часто используется снаружи автомобиля. Примеры: радары ближних зон, парктроники, противотуманные фары.
3. MCP — Multiple contact points
Пины на BMWCATS
Используется там, где сечения MQS уже недостаточно. Например — токораспределители.
Из интересного — в дырку контакта MCP 2.8 отлично входит лапка предохранителя, что используется для экономии на разъёме, например, в переднем токораспределителе.
4. MQS nano
Пины на BMWCATS
Активно вытесняет контактную систему MQS. Преимущество — небольшой размер. Минус — очень высокие требования к качеству обжима и кабелей.
Используется в подключении OABR к камерам, NBT EVO, RSE и т.д., так же присуствует в плафоне освещения салона.
5. LSK8
Пины на BMWCATS
Силовые клеммы. Используется, например, для подключения аудиоусилителя Harman-Kardon.
6. Цилиндрические контакты
Пины на BMWCATS
В очень старых автомобилях данный тип контактов использовался повсеместно, затем был вытеснен MQS и остался, пожалуй, только на аудиоусилителе Harman-Kardon.
7. Подключение массы
Пины на BMWCATS
Минусовой провод подключается к массе автомобиля через специально предназначенные гребёнки, разбросанные по всему автомобилю, для подключения к ним используются разъёмы-лопаточки.

Доп. обозначения:
ELA — значит пин предназначен для применения вне салона автомобиля, такой пин в обязательном порядке снабжается резиночкой, также используются специальные корпуса разъёмов с уплотнениями
SN — покрытие оловом
AG — покрытие серебром
AU — покрытие золотом
Можно не париться и покупать покрытые оловом контакты. Если будете брать с покрытием из драгметалла, то убедитесь, что в обоих пинах разъёма используются одинаковые пины. Контакт, например, золота с оловом служит гороздо меньше, чем оловянные контакты с обоих сторон разъёма.
Часто, в каталогах сложно найти необходимые пины или разъёмы (их номера отсутствуют в TIS и часов в ETK). Попробуйте подобрать необходимые компоненты в автомобилях других сериях. Как ни странно, очень многое можно найти в каталогах G20, G11/G12, G05. Какие-то разъёмы, зная тип пинов и конфигурацию можно подобрать от ранней E-серии (E6x, E3x).
Многое можно подчерпнуть и в моём бортжурнале — я всегда стараюсь указывать номера тех деталей, найти которые самостоятельно затруднительно.
Провода
Абы какие использовать нельзя — обжатый в пин провод из ближайшего магазина скорее всего тупо не влезет в разъём. Я нашёл два проверенных вариата:
1. Kabelknecht — провод как с завода. Тонкий, с прочной изоляцией, большой выбор цветов. Недостаток один — дорогая доставка.
2. Чувашкабель от магазина Снабкабель (тип провода — ПВАМ) — почти как немецкий, но всё же самую чуточку толще, что затрудняет его использование в разъёмах Nano-MQS.
Комплектующие
Новые:
1. Как ни странно — официальный дилер, например в Автодоме есть Интернет-магазин, который позволяет оперативно узнать цены и аналоги позиции
2. Автодок — привозят быстро и не требуют предоплаты
3. Мир запчастей России — долго, относительно недорого
Б/у (описываю свои ощущения):
1. FG-Sever — идеальное состояние запчасти, но, как правило, дороже всех
2. iDrive Pro — недорого, вопросов к состоянию нет, можно договориться проверить запчасть на автомобиле перед покупкой
3. Dopbmw — если захоят — могут сделать хорошую цену, хоят не всегда, иногда можно найти интересные вещи, например, готовый кабель MOST
4. BMW M-parts — много чего в наличии, интересные цены, можно повыбирать по состоянию, но ухо нужно держать в остро. Нагрели на датчик дождя (дали не от той модели), могут продать запчасть с коцаными разъёмами.
5. AUTO UR — разборка в Некрасовке, у них недорого купил блоки подогрева сидений. Без проблем меняют неисправный товар.
6. Luxury Car — находятся в Белоруссии, возят товар раз в неделю на газельке в Москву. Очень много чего есть, интересные цены. Но, похоже, спекулируют (не всем дают одинаковую цену — см. ниже).
7. BMW Zone — это сервис дооснащения, но каким-то неведомым образом умеют делать хорошие цены. Например, мне продали комплект кругового обзора ровно тот, что был у LUXURY CAR (совпадает в деталях с фото), но на 10 тысяч дешевле.
! Перед покупкой Б/У всегда проверяйте стоимость новой запчасти. Нередко бывшая в употреблении запчасть продаётся дороже, чем новая.
Защита от воровства
В NBT реализована защита от кражи. Поэтому, переставленный с другой машины NBT через несколько минут после подключения к автомобилю заблокируется.
Чтобы вывести его из этого состояния необходимо в него загрузить FSC-код 170 (см. ниже).
В новых машинах (с MGU) всё ещё хуже — при замене любого из компонентов: BDC, MGU, KOMBI, RSE — блокируются сразу все указанные блоки.
FSC-коды
Бывает, что физической разницы между автомобилями разных комплектаций нет. Например, если на G30 дорестайл заказать опцию "телевизор", то будет установлен ровно такой же блок навигации, как и если заказать "систему навигации Professional". Хотя, первый стоит 100 тыс, а вторая — 200.
Для того, чтобы пользователи сами не преобразовывали комплектацию автомобиля, некоторые функции автомобиля закрыты так называемыми FSC-кодами (Freischaltcode), посредством которых блокируются те или иные функции автомобиля.
Принцип работы данных кодов следующий — в файл записывается VIN-номер автомобиля и код разблокируемой опции. Данный файл подписывается закрытым ключом BMW, который хранится в строжайшей тайне. Однако, проверить подпись можно имея открытый ключ. Этот открытый ключ зашит внуть ЭБУ.
При загрузке FSC-кода ЭБУ проверяет электронную подпись, и, если код сходится, то соответствующая функция активируется.
Для G30 перечень этих кодов выглядит следующим образом:
DME:
— 17C — дистанционный запуск
NBT (как правило, все коды продаются комплектом):
— 009C — BMW Apps
— 009E — iSpeech
— 009F — TTS
— 00A0 — Навигация
— 0143 — Apple CarPlay
— 0120 — Карты Европа
— 0170 — Этот код необходим для деактивации защиты от кражи
KAFAS:
— 11F — Speed Limit Information
— 13E — WWA (Wrong Way Assist)
— 13F — Front Collision Warning (FCW)
— 140 — Pedestrian Detection
— 141- Lane Departure Warning (LDW)
Механизм до сих пор не взломан (закрытый ключ так никто и не узнал), а BMW почти не продаёт FSC-коды, поэтому, для обхода FSC-кодов применяются различные "костыли".
Купить коды можно:
1. Для DME: 17C — у официального дилера и только на бензиновые машины
2. Для NBT: Активация происходит путём подмены файла с открытым ключом внтури NBT. После этого оригинальные FSC-коды больше не подходят к устройству, зато подходят созданные разработчиком актавации. Т.е., например, отдельно Carplay активировать "пиратской" активацией не получится — придётся полностью подменять все ключи в устройстве.
Самая лучшая активация на сегодня — это FSCMap. Достоинство в том, что они автоматизировали процесс и Вы сможете выполнить первичную или повторную (после обновления ПО ЭБУ) активацию сами в любой момент.
3. Для KAFAS4: Активация возможна только "на столе" (т.е. на снятом ЭБУ), пройти процедуру можно в DOPBMW. Естественно, после обновления ПО блока активация слетает.
P.S. Загляните в прошлую часть, там добавился раздел про уровни интеграции.
В следующей части расскажу про используемое при дооснащении программное обеспечение — ISTA и E-Sys.
Любые дополнения, комментарии и замечания приветствуются!
 
Сверху Снизу